Ссылки для упрощенного доступа

«Россия отворачивается от Ирана?»


В США надеются, что главы атомных ведомств России и Ирана не так довольны друг другом, как это порой кажется
В США надеются, что главы атомных ведомств России и Ирана не так довольны друг другом, как это порой кажется
Российско-иранские трения относительно сооружения ядерного реактора в Бушере могут быть первым предвестником готовности Москвы изменить свои взгляды на ядерное сотрудничество с Тегераном. Так американские наблюдатели и дипломаты отозвались во вторник на сообщение об отъезде из Бушера группы российских специалистов, работавших на строительстве ядерного реактора, и серию противоречивых заявлений о том, что стоит за этим шагом России – финансовые ли разногласия или внезапно возникшее в Кремле чувство тревоги по поводу иранских ядерных замыслов. Как считает содиректор Центра российских исследований Гарвардского университета Маршалл Голдман, чем бы Москва ни руководствовалась, это позитивный шаг, который может привести к потеплению российско-американских отношений:

- С моей точки зрения, каким бы ни был повод для этого демарша России, - деньги, политические соображения, вопросы безопасности или плохая погода, - если она в самом деле прервала строительство ядерного реактора в Бушере, это можно только приветствовать, потому что такой шаг, возможно, отдалит появление ядерного оружия в руках Тегерана. Я лично склонен трактовать этот шаг как проявление здравомыслия со стороны Москвы. Я хорошо помню, как в сентябре во время встречи с нашей группой западных политологов президент Путин прямо сказал, что он осознает насколько невнятен рубеж между возможностью использования обогащенных ядерных материалов в гражданских и военных целях. Тогда-то и опробовалась идея обогащения иранского урана в России, идея, которую иранцы похоронили на корню. Им явно нужен полный контроль над обогащением ядерного топлива.


- Иными словами, вы считаете, что Россия после десяти лет откровенной и скрытой конфронтации с США относительно своего права на ядерную кооперацию с Ираном готова, по сути, признать свою ошибку и совершить фундаментальный стратегический поворот?


- Поводом для отзыва специалистов, конечно, может быть и неоплата Тегераном российских услуг. Совсем не исключено, что это, так сказать, недоразумение, которое будет вскоре разрешено. Однако возможно и то, что Москва, не испытывающая острой финансовой нужды в прибылях от бушерского проекта, как это было в 90-х годах, решила, что нормальные отношения с Европой и Соединенными Штатами дороже. Тем более что несколько ведущих российских корпораций теряют деньги и контракты из-за американских санкций, введенных в наказание за сотрудничество с Ираном. Так что неуплата Тегераном по своим счетам могла стать удобным поводом для Москвы, чтобы разрешить разом несколько серьезных проблем.


- В таком случае, следующий логический шаг – согласие России с проектом резолюции ООН, ужесточающей санкции против Ирана?


- Возможно. Тем более что президент Ирана делает заявления, которые могут дать поводы для очень серьезных акций. Даже внутри самого Ирана слышны голоса многих людей, обеспокоенных тем, что их страна превращается в парию благодаря ее собственному президенту.


XS
SM
MD
LG