Ссылки для упрощенного доступа

Верховный суд принял решение о ликвидации Республиканской партии России и приостановке деятельности НБП


Программу ведет Андрей Шароградский . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский .



Андрей Шароградский : Верховный суд принял решение о ликвидации Республиканской партии России, в связи с нарушениями Закона "О политических партиях". Одновременно прокуратура Москвы вчера направила в Московский городской суд представление о приостановке деятельности общественной организации "Национал-большевистская партия". Сопредседатель Республиканской партии Владимир Рыжков собирается обжаловать решение суда. Лидер НБП Эдуард Лимонов намерен вопреки этому постановлению продолжить свою политическую деятельность как частное лицо. Тему продолжит Максим Ярошевский.



Максим Ярошевский: Против Республиканской партии России иск подала Федеральная регистрационная служба. По ее сведениям партия нарушила сразу два пункта Закона "О политических партиях". В составе РПР не насчитали необходимого количества членов. По закону их должно быть более 50 тысяч. ФРС нашло только 42 тысячи. Также, по данным регистрационной службы, у Республиканской партии не соответствует закону количество региональных отделений в субъектах России. Лидер РПР Владимир Рыжков заявил, что решение суда партия, безусловно, обжалует и не исключено, что республиканцы обратятся с жалобой в Европейский суд по правам человека.



Владимир Рыжков: Мы, конечно, не согласны категорически с решением Верховного суда о нашей ликвидации. На наш взгляд, суд недобросовестно отнесся к делу, потому что мы указывали, что все доказательство ФРС, Росрегистрации строилось на коротеньких справочках - 2-3 страницы из региональных управлений Росрегистрации. В этих справках говорилось о том, что якобы они обзванивали, якобы они обходили членов нашей партии, якобы кто-то от чего-то отказывался, но никаких документальных доказательств представлено не было о том, что у нас нет необходимой численности. Во-вторых, сами методы проверки вызывают большое сомнение, потому что, как мы выяснили в суде, у Росрегистрации нет инструкций по проверки партий, нет регламента по проверке партий, каждый регион делал это на свой страх и риск. В результате, представляете, исключали людей из партии при подсчете по телефонному обзвону. А что это за доказательство? А может быть, на телефоне был другой человек? Или, например, исключали людей, которых не нашли по старому месту жительства, то есть вы переезжаете из одной квартиры в другую - и ФРС вас уже не считает в списках партии. Вот на таком уровне проводилась проверка.


И, к сожалению, вот эти абсолютно сырые филькины грамоты Росрегистрации суд принял к рассмотрению и поверил на слово, что у нас не 58 тысяч членов, как у нас числится на учете, а 42 тысячи, как на учете в Росрегистрации. То есть фактически 58 тысяч граждан России сегодня были поражены в своих правах, в праве на объединение, которое есть в 30-й статье Конституции, и в праве на участие в выборах и в политической жизни страны. Мы категорически не согласны и уже заявили о том, что будем подавать кассационную жалобу в коллегию Верховного суда. У нас есть совершенно четкий план действий по защите наших прав не только в российских, но и зарубежных судах. Но пока мы находимся на стадии Верховного суда и будем подавать кассационную жалобу.



Максим Ярошевский : Вчера вечером Генеральная прокуратура направила в Московский городской суд ходатайство о приостановлении деятельности Национал-большевистской парити. Она обвиняет "лимоновцев" в экстремистской деятельности. По закону теперь им запрещено пользоваться государственными и муниципальными СМИ, организовывать и проводить съезды, митинги, шествия, демонстрации, пикеты. Под запретом участие в выборах и референдумах. Лидер нацболов Эдуард Лимонов предсказывает самые тяжелые последствия такого решения прокуратуры. Тем не менее, он не намерен уходить из политики.



Эдуард Лимонов : Все это грозит, на мой взгляд, массовыми посадками людей, у меня такое сложилось впечатление. То есть хотят применить впервые этот новый Закон "Об экстремизме" и попытаться таким образом разрушить организацию. Конечно, это абсолютное беззаконие, никакого отношения к экстремизму мы не имеем, того, что понимается под экстремизмом - вооруженная борьба, взрывы и так далее. Мы - не насильственная партия, все те действия, которые мы проводили, вызваны полицейским режимом в России. Все это может грозить нам статьей, по-моему, 282-й, и там до пяти лет, что ли. Ну что, будем бороться, сражаться с этой заведомо беззаконной властью, заведомо действующей не по Конституции.


Это практически группа Путина собрала все прерогативы царского режима и является на самом деле властью абсолютно единоличной и абсолютистской. И то, что сейчас происходит, это произвол правовой. Однако никто мне не может запретить, как частному лицу, быть в политике, и я в ней буду. Я думаю, что национал-большевики свое решение тоже примут, такое же. То есть, как частные лица, они будут выходить на демонстрации, на "Марш несогласных" и куда угодно, и вряд ли что с этим можно будет поделать.



Максим Ярошевский : Нацболы и вы будете участвовать, например, в "Марше несогласных". То есть это подразумевает, что вы будете просто без своей символики выходить?



Эдуард Лимонов : Это требует консультации с адвокатами. Я только вчера получил какой-то набор бумаг. Это требует выработки определенного политического поведения, то есть даже в этих условиях, жутко репрессивных, никто не может нам запретить выступать, как частные лица на любом шествии, на любом политическом собрании.



Максим Ярошевский : По мнению политолога Георгия Сатарова, на лицо зачистка Кремлем перед выборами в Государственную Думу политического пространства в стране. Закончиться это может социальным взрывом. Пример уже есть - "Марш несогласных" в Санкт-Петербурге.



Георгий Сатаров: Власть продолжает ликвидировать всяческую автономию, в первую очередь политическую. Она считает для себя источником максимальной угрозы те организации, которые ею не контролируются. Все, что происходит в стране, власть классифицирует на две категории. Первая категория - это то, чем можно управлять, вторая категория - это то, что нужно уничтожить. Собственно, этим власть и занимается. Речь, конечно, не идет о полной ликвидации, речь идет о главной задаче власти - это предсказуемость выборов. Есть такой пунктик у них - выборы должны быть предсказуемы и предсказуемы правильно, не просто предсказуемы, процент известен заранее и он должен быть обеспечен. Для того, чтобы это могло происходить, нужны послушные контролируемые игроки. Главная задача - устранить тех, кто неподконтролен из сферы участия в политической конкуренции.



Максим Ярошевский: Лишив Рыжкова и Лимонова подобного политического статуса, образно говоря, к чему это может привести?



Георгий Сатаров: Рыжков и Лимонов - это просто частные случаи общей тенденции. Но в принципе законопачивание вот этой легальной возможности настоящей оппозиции участвовать в политическом процессе неизбежно приводит к радикализации этого политического процесса, то есть власть получает результат, противоположный тому, который она хотела бы иметь.



Максим Ярошевский: То есть люди выйдут на улицу?



Георгий Сатаров : Уже выходят на улицу. События в Санкт-Петербурге, "Марш несогласных", его масштаб, его конечный результат были связаны непосредственно с этим - "Яблоко" лишили легальной возможности участвовать в политическом процессе.



Максим Ярошевский : Сторонников ликвидированной Республиканской партии готовы принять к себе "яблочники". По словам первого заместителя председателя партии Сергея Иваненко, члены РПР могут без проблем влиться в ряды Яблока. "Наши двери открыты", - заявил политик.




XS
SM
MD
LG