Ссылки для упрощенного доступа

Анатолий Стреляный: «Ни у кого в Украине нет всей власти»


Чтобы понять, что происходит в политической и государственной жизни Украины, не надо принимать во внимание, что говорят о ней сами украинцы. «Власть отвратительна, как руки брадобрея» (Мандельштам). Что они могут ещё сказать? Больше всех, естественно, достаётся народным избранникам, поскольку те не сходят с экранов, сражаясь друг с другом. Говоря «власть отвратительна», имеют в виду и оппозицию, тем более что полномочий у неё в некоторых отношениях не меньше, если не больше, чем у правящей коалиции, – за нею, например, президентский пост. Её лидер Юлия Тимошенко, в общем, не скрывает, что хотела бы, находясь в оппозиции, то есть, ни за что не отвечая, править страной. Это украинское ноу-хау.


Власть – это бело-синие, оппозиция – это оранжевые. Человек бело-синих – потерпевший поражение на президентских выборах 2004 года дважды судимый Янукович. На последовавших затем парламентских выборах он взял реванш и теперь возглавляет правительство, за ним – коалиция парламентского большинства. Оранжевые – это президент Ющенко и упомянутая Тимошенко. Победив на президентских выборах, они вскоре рассорились и потеряли премьерский пост, который сегодня равен президентскому.


Вор на воре и вором погоняет в обоих лагерях. В обоих есть такие персонажи, что Жирик давно отдыхает. Один публично обрезал себе крайнюю плоть, поскольку дал такой обет во время оранжевой революции, будучи в числе её вождей. Теперь губернаторствует. В дни стояния на Тузле тогдашний глава кремлёвской администрации Волошин, если кто помнит, угрожал её бомбить (не администрацию, а Тузлу). Когда на Тузле появился президент Кучма, из Киева в Кремль ушла телеграмма: «Кучма на Тузле. Бомбите». Её послал тоже один из будущих вождей Майдана. После революции он стал министром внутренних дел, за что и был недавно изгнан бело-синими. Теперь днюет и ночует в провинции, готовит демократический поход на Киев. Призовёт ли кого-нибудь бомбить его, пока неизвестно.


Вид каждого в отдельности не тянет на повторное свидание, а все вместе производят почти отрадное впечатление. Это и есть та правда, которую может заметить живущий здесь «двух станов не боец, а только гость случайный». Оба лагеря – заложники каждый своего прошлого. Прошлое бело-синего – это прошлое конкретных пацанов. Прошлое оранжевого – это Майдан с его гражданским подъёмом и «светлыми надеждами». В чём же отрада? Ни у кого в Украине нет всей власти. На Европу нацеленная, хотя не по-европейски дерзкая и алчная – оппозиция. На всемирный общак нацеленная, но не способная полностью овладеть даже украинским его отделением – партия власти. Сейчас они в очередной раз устроили кучу-малу, но, как обычно, заключат мировую. Выигравшими будут чувствовать себя оранжевые. Большинство из них, в отличие от мадам Ю., всё-таки искренне не хотят себе безраздельной власти. Поэтому мировая для них – победа. Бело-синие же – это всё или ничего. Они, естественно, будут чувствовать себя проигравшими. А проигравшим, по их опыту, место у параши, куда они и будут постепенно сдвигаться.


XS
SM
MD
LG