Ссылки для упрощенного доступа

Процесс по введению двухуровневой системы подготовки специалистов идет с трудом


Программу ведет Александр Гостев . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская .



Александр Гостев : В технических и гуманитарных вузах Петербурга постепенно вводится двухуровневая система подготовки специалистов по западным стандартам. Речь идет о пресловутых бакалаврах и магистрах. Но болонский процесс, то есть интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования, на практике проходит не так быстро и не так гладко, как на бумаге, считают многие эксперты. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Петербурге Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская : Болонский процесс - это не только вопрос конвертируемости российских дипломов, не только подготовка специалистов с высшим образованием двух уровней (бакалавров и магистров) - это глубокое изменение самого характера учебного процессов в вузах. Говорит ректор Российского государственного педагогического университета имени Герцена Геннадий Бордовский.



Геннадий Бордовский : Для меня болонский процесс - это еще и возможность определенной технологической стыковки образовательного процесса университетского. Технология образования, сложившаяся у нас в России и очень долгое время развивавшаяся в Советском Союзе, на сегодняшний день существенно отличается от того, что происходит в университетах Европы, Америки, Японии, с точки зрения организации самой технологии учебного процесса. У нас сложилась так называемое лекционно-семинарская система. Центром этой системы является лекция профессора, которую он читает, а студент записывает. Потом они встречаются. Студент, в конце концов, профессору расскажет кусок его лекций.


Вот та технология иной динамики, иного смысла заключается в том, что исчезает понятие предмета. Возникает образовательная программа. Вот эту образовательную программу должен сконструировать профессор на основании своего интеллекта, своих научных знаний. Он должен разъяснить, потому что студенту нужно будет выбрать среди нескольких программ какую-то одну. Это первое. Второе. Конечно, профессор не является в этом случае главным носителем информации. Он является главным идеологом. Он определяет ключевые понятия. Он встречается на так называемых проблемных лекциях, пытаясь активизировать деятельность студентов в тех ключевых вещах, которые ему представляются в его программе наиболее важными. Далее идет сам процесс освоения этой программы, в которой доля самостоятельной работы студента очень велика. Встречаясь с доцентом периодически, он пытается показать, что он эту образовательную программу освоил. Не в виде ответа на три вопроса в билете, а в виде тех целей и задач, которые сформулированы. Он добился решения этой цели и задачи, он получил вот такую информацию, он решил такую-то задачу. А ассистенты являются постоянными тьютерами. Оказывают постоянную консультационную помощь студенту. Они работают в этом диалоговом режиме, когда к нему можно обратиться, попросить помощь, поддержку.


Это другая технология. Она вооружает человека иным способом профессионального действия. Это постоянная способность видеть основные задачи и найти способ решения этих задач через большое количество этих образовательных программ, которые составляют весь курс бакалавриата и магистратуры.



Татьяна Вольтская : Но система будет мертва без предоставления студентам большой свободы выбора предметов, как это практикуется на Западе. В этом-то и заключается для российских вузов самая большая сложность.



Геннадий Бордовский : Это одна из больших проблем - почему у нас непросто идет, и почему много противников перехода. Мы давно уже работаем по этой технологии и можем сказать, что очень трудно удается предложить равноценные на выбор программы. Потому что студенты, как правило, выхватывают наиболее интересную программу. И получается так, что те идут на эту программу, а остальные вроде бы работал, работал некий профессор и доцент, а его не выбирают. Возникает конфликт, неудовлетворенность. Без выбора все это не будет иметь никакого результата. Те, кто решились переходить, значит они должны понимать, какую ответственность они принимают на себя. Это изменение полностью структуры библиотеки. Библиотека перестает быть складов учебников. Библиотека становится главным информационным центром, который включен в эту программу.


XS
SM
MD
LG