Ссылки для упрощенного доступа

Александр Брод: "Мы хотим, чтобы закон об экстремизме не использовался в отношении оппозиции"


Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Арслан Саидов: Следить за чистотой предстоящей кампании по выборам депутатом Государственной Думы России возьмутся российские некоммерческие общественные организации. Накануне стало известно о создании правозащитной коалиции, которая будет выявлять факты использования участниками выборов ксенофобских и националистических лозунгов. Автором этой идеи стал директор Московского бюро по права человека Александр Брод. Вот что он рассказал о новом проекте нашему корреспонденту.



Александр Брод: Учитывая то обстоятельство, что ксенофобия, к сожалению, прочно укоренилась в общественном сознании, и порядка 50-60 процентов опрошенных поддерживают лозунги "Россия для русских" и "Все беды - от инородцев", политики бесстыдно спекулируют этими настроениями. Звучат ксенофобские призывы, лозунги относительно мигрантов и всячески подогреваются эти негативные настроения в создании россиян. Мы хотим что сделать, мы подключаем к мониторингу наших региональных партнеров, региональные НПО, правозащитные, исследовательские, региональных журналистов, для того чтобы они постоянно вели мониторинг средств массовой информации, публичных выступлений различных политиков на митингах, в СМИ, анализировали печатную продукцию, листовки, буклеты, а также видеопродукцию. Мы не хотим, чтобы эти выборы превратились в очередной полигон для ксенофобии, в общество впрыскивались такие инъекции ненависти.



Марьяна Торочешникова: Есть ли какие-то партии, деятельность которых предвыборная будет особенно пристально отслеживаться?



Александр Брод: Мы будем наблюдать за деятельностью всех партий. Мы не исключаем, что практически все партии будут затрагивать так или иначе межнациональную тему, но будут ли они перегибать палку и нарушать законодательство - мы будем наблюдать за этим.



Марьяна Торочешникова: А кто финансирует весь этот проект. Понятно, что он будет достаточно затратный, необходимы какие-то средства. Вы где их нашли? Или все некоммерческие организации скинулись по чуть-чуть?



Александр Брод: Так или иначе, все правозащитные организации в регионах занимаются подобной деятельностью, отслеживают нарушения прав человека, поэтому это во многом добровольная инициатива региональных общественных организаций. Каких-то специальных средств нет, этот проект абсолютно вне политики, вне какой-то грантовой деятельности. Это чисто общественная инициатива, желание, чтобы выборы прошли в русле закона, поставить правовой заслон проявлениям ксенофобии.



Марьяна Торочешникова: В "Новых Известиях" появилось сообщение, что ваши коллеги эту идею поддерживают, но опасаются, как бы это начинание ни превратилось в примитивное доносительство на неугодных властям политиков.



Александр Брод: Доносительство - это слово попахивает какой-то субъективностью. Мы же используем право общественных организаций влиять на ситуацию, добиваться торжеств закона и обращать внимание власти на какие-то нарушения законодательства, в частности - на разжигание розни и использование избирательной трибуны для пропаганды ксенофобских и экстремистских идей.



Марьяна Торочешникова: На ваш взгляд, насколько эффективна эта мера борьбы с ксенофобией? Будут ли действительно власть предержащие прислушиваться к тем выводам, которые делают правозащитники, анализируя ход предвыборных кампаний тех или иных партий?



Александр Брод: Ну, я должен сказать, что власть очень пассивна и зачастую не реагирует на заявления общественных организаций, зачастую сама спекулирует этими ксенофобскими идеями в свою угоду. Но мы собираемся все факты, которые получим в ходе мониторинга, придавать огласке в виде пресс-релизов, в виде заявлений, в виде обращений в прокуратуру, в Центральную избирательную комиссию в надежде, что власть будет реагировать на эти проявления в соответствии с очень жестким ныне избирательным законодательством. Ну, и кроме того, мы хотим, чтобы закон экстремистский не использовался в отношении оппозиции, чтобы под марку экстремистов не попали оппозиционные движения, газеты, общественные организации. Поэтому мы будем также наблюдать и за этим.


XS
SM
MD
LG