Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Праге Александр Гостев.
Андрей Шароградский: Противостояние Великобритании и Ирана из-за захваченных в прошлую пятницу в эстуарии реки Шатт-эль-Араб иранскими «стражами исламской революции» 15-ти британских моряков и морских пехотинцев с фрегата «Корнуолл» остается мировой темой номер один. Утром появлялись сообщения, что уже сегодня иранские власти в качестве жеста доброй воли могут освободить единственную женщину среди задержанных - 26-летнюю Фэй Терни. Однако затем Тегеран заявил, что для освобождения Лондон должен признать, что задержанные моряки находились в момент задержания в иранских территориальных водах. Официальный Лондон это сделать отказывается.
На очереди рубрика «Мировая политика», которую сегодня подготовил Александр Гостев.
Александр Гостев: Великобритания должна признать, что ее военнослужащие были захвачены в иранских территориальных водах, - заявил сегодня министр иностранных дел Ирана Манучер Моттаки после того, как по иранскому телевидению были показаны кадры с захваченными британцами.
В иранской видеозаписи единственная женщина среди них - старший матрос Фэй Терни, с черным мусульманским платком на голове, но с сигаретой - рассказала, как ее зовут, какое у нее звание, что она служит в британском королевском флоте уже девять лет и постоянно живет в Великобритании. По ее словам, скоростные лодки, на которых британцы досматривали иракский грузовой корабль, скорее всего, нарушили границу Ирана.
Фэй Терни: Мы, очевидно, зашли в их территориальные воды. Они вели себя очень дружелюбно, гостеприимно, очень милые люди. Они объяснили нам, почему мы арестованы. Не было никакой агрессивности, нам не причинили вреда. Они были очень, очень предупредительными.
Александр Гостев: Кроме того, иранское телевидение показало письмо, написанное молодой женщиной родителям в Англию, чтобы они не беспокоились. Оно уже передано британскому послу в Тегеране.
Британский министр обороны Дес Браун назвал демонстрацию этой видеозаписи «абсолютно неприемлемой».
Дес Браун: Я видел, конечно, эти кадры - Фэй Терни и ее товарищей, но я не намерен подробно останавливаться на подобного рода видеозаписях или рассуждать о том, как моряки были представлены публике. Я могу только указать на абсолютную недопустимость выставления напоказ наших людей подобным способом.
Александр Гостев: Великобритания, ссылаясь на данные со спутников и показания системы глобального позиционирования, настаивает на том, что моряки и морские пехотинцы были захвачены в территориальных водах Ирака - приблизительно в трех километрах от морской границы с Ираном. Представители британского военно-морского флота продемонстрировали карты Адмиралтейства с координатами места, где, по их утверждению, и произошел инцидент.
Чарльз Стайл: Я хочу заявить однозначно: корабль "Корнуолл" и его экипаж находились в территориальных водах Ирака и занимались своей обычной работой - в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН и с согласия иракского правительства. Действия иранских сил, захвативших наших людей, ничем не оправданы. И мы, естественно, глубоко обеспокоены случившимся.
Александр Гостев: Говорил заместитель начальника Генштаба вооруженных сил Соединенного Королевства вице-адмирал Чарльз Стайл.
Лондон в среду объявил, что замораживает все двусторонние переговоры с Тегераном - до освобождения британских военнослужащих. Вот что сказала британский министр иностранных дел Маргарет Беккетт...
Маргарет Беккетт: Мы находимся в новой фазе дипломатических усилий. Министерство иностранных дел обнародовало детали инцидента, и мы пришли к выводу, что надо сосредоточиться на двусторонних усилиях для поиска выхода. Решено приостановить любые иные официальные и деловые связи с Ираном - до разрешения инцидента. Мы будем внимательно отслеживать все аспекты отношений с Ираном и продолжим тщательно взвешивать каждый наш шаг.
Александр Гостев: Чуть ранее премьер-министр Соединенного Королевства Тони Блэр пригрозил Тегерану - он сказал, что «если британцев не освободят, все это может перейти в другую фазу». Блэр не объяснил, что имеет в виду, хотя позже канцелярия премьера уточнила, что речь о начале боевых действий против Ирана не идет.
Британо-иранский кризис - в центре внимания мировых СМИ. По общему мнению экспертов, захватив британцев, Иран пытается повлиять на позицию Великобритании в ООН, в том числе по вопросу о ядерной программе Тегерана. Многие также удивляются слишком «беззубой» позиции Лондона и Вашингтона - причем речь идет в первую очередь о британских журналистах. Среди них - обозреватель «Таймс» Майкл Бинион, рассказавший в интервью Радио Свобода, что, по его мнению, британское правительство может и что оно должно сделать для освобождения своих военнослужащих.
Майкл Бинион: Это два различных вопроса. То, что оно может делать, очень ограничено обстоятельствами: у правительства нет связи с захваченными военнослужащими, мы не знаем, где они находятся, какие им грозят обвинения, возможен ли к ним консульский доступ. Не ясно, что мы можем в этой ситуации предпринять, потому что не совсем ясно, могут ли оказаться действенными меры, исключающие разрыв дипломатических отношений или применение силы, что могло бы стать дальнейшим усилением давления на Иран. Другой вопрос - что правительство должно сделать? До сих пор оно использовало очень мягкие меры для освобождения захваченных моряков, что, по мнению многих, в том числе газеты «Таймс», было ошибкой. Правительство должно продемонстрировать намного более жесткий, более силовой подход к решению этой проблемы, потому что эти люди были по существу похищены. Они были схвачены в иракских территориальных водах и увезены в Иран в качестве заложников.
Александр Гостев: Что имел в виду Тони Блэр, когда заявил, что, если дипломатические меры не приведут к освобождению британцев, придется перейти к «другой фазе»?
Майкл Бинион: Думаю, он имел в виду, что время для спокойной дипломатии будет исчерпано, Британия предпримет более решительные действия в ООН и обратится к американцам с просьбой проявить солидарность и, в свою очередь, потребовать от Ирана немедленного освобождения британских моряков. Существует мнение, что иранское правительство расколото: ястребы поддерживают эту акцию, тогда как другая его часть озабочена поисками возможностей освободить британцев с сохранением своего лица - подвести черту под этим инцидентом без дальнейших неприятностей для себя.