Ссылки для упрощенного доступа

В Государственном литературном музее в Москве открылась выставка "Неистовый Корней"


Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.



Никита Татарский: В Москве, в Государственном литературном музее открылась выставка «Неистовый Корней». Она посвящена двум юбилейным датам - 125-летию со дня рождения Корнея Чуковского и 100-летию его дочери Лидии Чуковской, тоже писательницы, тесно связанной с правозащитным движением.



Лиля Пальвелева: Новая экспозиция в выставочном зале Литературного музея в Трубниковском переулке идеальна для семейных посещений. К какому бы поколению ни принадлежал человек, он надолго остановится в зале, где размещены изданные в разные годы детские книжки писателя. Здесь обязательно найдется обложка, знакомая именно вам с тех пор, когда про Бибигона или Муху-Цокотуху узнавать приходилось со слуха, благодаря старшим, потому что вы читать еще не умели. Здесь выставлены раритетные, очень старые издания, и одно из них свидетельствует: первоначальное название «Цокотухи» было другим. Сказка называлась «Мухина свадьба».


Значительным культурным событием выставку делает еще и то, что на ней впервые представлен целый ряд документов. Благодаря письмам, мы узнаем и о широком круге общения семьи Чуковских (в этот круг входили самые знаменитые писатели XX века), и о нелегкой борьбе главы семьи за право на существование его книг. В равной мере запрещались и сказки (единственное исключение – «Тараканище»), и филологические труды.


Между тем, лингвисты, к примеру, идеи Корнея Чуковского ценили. Слово – его внучке Елене Чуковской.



Елена Чуковская: Его предпоследняя книга была «Живой как жизнь» - о русском языке. Корней Иванович дружил с целой группой тогда начинавших, а ныне очень известных наших ученых, которые занимались проблемами русского языка. Именно Корней Иванович придумал слово «канцелярит» как основную болезнь языка. Он в главах этой книги доказывает, что не засилье иностранных слов, а вот основная болезнь – это худосочие, вызванное канцелярской речью.



Лиля Пальвелева: Какие бы трудности ни возникали, но все произведения Корнея Чуковского были напечатаны при его жизни – говорит Елена Чуковская. У наследия матери нашей собеседницы – Лидии Чуковской – иная судьба.



Елена Чуковская: К сожалению, жизнь ее шла так, что ее в России не печатала. Кроме того, она последние годы болела, и у нее осталось много незавершенных произведений. Из них за эти десятилетия, прошедшие после ее смерти, было многое опубликовано: «Записки об Анне Ахматовой» в трех томах, «Прочерк», автобиографическая вещь… «Дом поэта», книга против Надежды Яковлевны Мандельштам, вышла тоже после ее смерти. Работа с ее письмами и дневниками, в сущности, только начинается.



Лиля Пальвелева: Утверждает Елена Чуковская.


XS
SM
MD
LG