Ссылки для упрощенного доступа

Весенний призыв носит репрессивный характер


Программу ведет Андрей Шарый.



Андрей Шарый: В России начался весенний призыв в армию. Согласно указу президента Владимира Путина, с 1 апреля по 30 июня этого года на военную службу призовут более 130 тысяч граждан в возрасте от 18 до 27 лет, не находящихся в запасе. После внесения депутатами Государственной Думы поправок в закон о воинской обязанности и военной службе заметно сократилось количество отсрочек от армии, это одна из новостей этой призывной кампании. Все-таки главная ее особенность - это то, что отныне срочники будут служить не два года, а полтора. Впрочем, военные эксперты высказывают сомнения в том, что эта мера удержится очень уж надолго.


Подробнее о перспективах новой призывной кампании я беседовал с лидером общественной организации "Солдатские матери Петербурга" Эллой Поляковой. Она перечисляет моменты, которые волнуют правозащитников и солдатских матерей больше всего.



Элла Полякова: Первое - репрессивный характер призыва, который продолжается. Это облавы на призывников, это увеличение плана призыва, это нарушение законных прав молодых людей, массовое и грубое. Страх в обществе перед всеми этими проблемами. Осенний призыв у нас прошел в боевых условиях, то есть у нас просто гражданские войны проходили на призывных пунктах, и это все на фоне страшной коррупции, которая просто нагло развернута. Часть этих вопросов сейчас обсуждается в Москве на заседании в культурном центре Министерства обороны, где присутствуют представители Министерства обороны, Главной военной прокуратуры, общественных организаций.



Андрей Шарый: Последние месяцы Министерство обороны хотя бы демонстрировало какие-то признаки понимания проблемы призыва, создаются какие-то родительские комитеты. Ваша организация каким-то образом получила большие возможности для контроля над тем, как проходит призыв или нет, или все остается на словах?



Элла Полякова: Министерство обороны поделило правозащитные организации на своих и чужих. Настоящих, это я не в кавычках говорю... Полковник Цараев, начальник оргмобуправления штаба Ленинградского военного округа, на круглом столе на Балтфоруме так и заявил, "в наш родительский комитет входят настоящие солдатские матери", глядя прямо на меня. Поэтому мы ненастоящие солдатские матери, поэтому мы к этому спокойно относимся и регулярно стараемся настраивать граждан, чтобы они контролировали законность призыва. Это достаточно успешно у нас проходит. Сейчас у нас прошли судебные процессы "призывники против призывных комиссий" с большим позитивом. Кроме того... У нас, обычно без судебных процессов люди добиваются. Кроме того, из 60 случаев молодых людей, которые захвачены были в облаву, 80 процентов комиссовано, то есть они за это время потеряли здоровье, признав годными. И вот уже эти люди начинают подавать в суды.



Андрей Шарый: Какова ситуация в Петербурге? Вы упомянули о том, что коррупция продолжается в связи с призывом. Каким-то образом у вас есть возможность подавать в суд на этих коррупционеров, военкомом? Существует ли по-прежнему система, при которой за деньги можно откупиться от армии в Петербурге?



Элла Полякова: Система существует, она очень устойчивая. Кроме того, она легализована через всякие ООО "Призывник" и так далее, военные коллегии, где совершенно откровенно говорят, сколько это будет стоить. В позапрошлом году нам удалось посадить, военной прокуратуре дать данные о взятке начальника второго отдела, ему дали четыре года, это достаточно нечастый случай, потому что, с одной стороны, люди боятся. Второе, когда молодой человек пришел в военкомат, а его вооружили спецтехникой, то врач в призывном пункте ему написал записочку "а нас предупредили". Поэтому это очень непростой вопрос. Но размах коррупции зашкаливает.



Андрей Шарый: В целом тенденция к улучшению или к ухудшению ситуации?



Элла Полякова: Тенденция к ухудшению ситуации, потому что совершенно безнаказанные преступления против личности при призыве. Это на фоне того, что в декабре, например, у нас в одном Красногвардейском районе молодые призывники выбрасывались из окон третьего этажа, а двух ребят попытка изнасилования. Все руководство этого военкомата сейчас ушло. Это шокирующая информация и она говорит о безнаказанности.



Андрей Шарый: Вы замечаете, что среди родителей или среди призывников, в том числе отчасти и благодаря усилиям вашей организации, растет уровень правовой культуры, правового понимания, как они могут защитить права ребят, которых незаконно пытаются призвать на военную службу или права которых нарушаются? Или ситуация по-прежнему остается здесь тревожной?



Элла Полякова: Ситуация тревожная, потому что, с одной стороны, вы правы, уровень правовой культуры растет, это так. Но на фоне коррупции у нас все-таки ценностная система нашего общества достаточно невысокая. И люди предпочитают со страху давать взятку, чем пройти вот этот непростой путь в защиту своих прав, законных. К нам стало меньше обращаться людей, чем несколько лет назад, но это еще связано с тем фоном, который распространяется вокруг нашей организации. Потому что мы серьезно критикуем. Про нас, распространяя всякие слухи и угрозы, например, замкомандующего на "Эхо Петербурга", просто угрожал судом против нашей организации.


XS
SM
MD
LG