Ссылки для упрощенного доступа

В конфликте Великобритании и Ирана наметился небольшой прогресс


Программу ведет Виктор Нехезин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына.



Виктор Нехезин: В конфликте Великобритании и Ирана вокруг захваченных британских моряков наметился хоть и небольшой, но прогресс. Тегеран заявил, что не собирается передавать их суду, однако по-прежнему утверждает, что сами военнослужащие признали, что находились в иранских территориальных водах. Великобритания категорически отрицает нарушение иранской границы.



Наталья Голицына: Иранское радио утверждает, что в распоряжении иранских властей находится видеофильм, в котором все 15 британских военнослужащих, захваченных революционными гвардейцами 23 марта, признаются в том, что нарушили иранскую морскую границу. Однако эта видеозапись так и не была показана по иранскому телевидению, которое ранее показало признания четырех британцев, сообщающих о том, что они были захвачены в иранских территориальных водах. Иранская сторона объясняет изменение своей тактики тем, что в позиции британского правительства наметились «позитивные сдвиги». Позитивные сдвиги, похоже, наметились в позиции Ирана, если судить по показанному вечером в понедельник на четвертом канале британского телевидения интервью секретаря Высшего национального совета безопасности Ирана Али Лариджани. Этот высокопоставленный представитель Ирана заявил, что у его страны нет намерений предавать суду захваченных британских военнослужащих. Более того, он подчеркнул, что Иран стремится решить конфликт дипломатическим путем, и что он не заинтересован в дальнейшем усложнении ситуации. По мнению Лариджани, необходимо сформировать комиссию и определить, было ли в действительности нарушение иранских территориальных вод. Вслед за интервью Лариджани Форин-офис выпустил заявление, в котором говорится, что Британия разделяет его точку зрения о предпочтительности разрешения кризиса с помощью двухсторонних переговоров.


«В наших позициях сохраняются различия, - говорится в заявлении британского МИДа, - однако мы подтверждаем, что также стремимся к разрешению кризиса дипломатическим путем». Многих в Англии обеспокоило то, что четверо британских моряков подтвердили, что были захвачены в иранских территориальных водах, несмотря на данные спутниковой навигационной разведки, свидетельствующие о том, что в момент захвата они находились в территориальных водах Ирака. Что заставляет их делать такие признания? - спросила я политического обозревателя газеты «Таймс» Майкла Биньона.



Майкл Биньон: Очевидно, что они подвергались сильнейшему психологическому давлению. Наверняка их запугивали - говорили, что если они не выступят по телевидению и не скажут того, что от них требуется, их положение ухудшится, что к ним будут применены другие меры воздействия и их никогда не освободят. Наверняка они решили выступить по иранскому телевидению, предполагая, что дома хорошо понимают, что они говорят под давлением. Тем не менее, двое из выступивших моряков сказали очень необычную вещь: они не сказали, как называется их корабль. Вместо этого они сообщили лишь его номер - никогда моряки так не называют свой корабль. Ясно, что в этом случае они хотели дать понять, что говорят не то, что думают, а то, что от них требуют.


XS
SM
MD
LG