Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Соединенные Штаты не намерены снижать давление на Иран. Всемирная торговая организация – недоступный для России клуб? Потеряют ли сотни тысяч неплатежеспособных владельцев свое жилье


Юрий Жигалкин: Соединенные Штаты не намерены снижать давление на Иран. Всемирная торговая организация – недоступный для России клуб? Потеряют ли сотни тысяч неплатежеспособных владельцев свое жилье? Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке».


Что может последовать за неожиданной готовностью Ирана отпустить пятнадцать британских моряков? Некоторые наблюдатели считают, что Тегеран одержал явную дипломатическую победу.


Рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов: Иранская сторона представляет освобождение британских моряков как жест доброй воли, как подарок Лондону и всему Западу Может ли стать ответным жестом смягчение американской позиции в отношении иранской ядерной программы? – спросил я у вице-президента вашингтонского Совета по американской внешней политике Илана Бермана.



Илан Берман: Нет. Хотя иранское руководство, видимо, расчитывает на это. Сам захват моряков сразу после принятия Советом Безопасности дополнительных санкций против Ирана показывает, что Тегеран искал какого-то противодействия. Но не думаю, что ядерная проблема может быть решена только потому, что Иран сделал дипломатический жест, отпустив англичан. Если иранское руководство хотело таким образом изменить отношение мира к своей ядерной программе, то это ошибка.



Ян Рунов: Ранее в Ираке американцами были арестованы пятеро граждан Ирана. Говорят, Белый Дом опасался, что иранское руководство будет настаивать на обмене и что оно отпустило англичан в надежде на такой же шаг со стороны Америки...



Илан Берман: Английские военнослужащие находились в Ираке по мандату ООН, тогда как иранские члены так называемой «Революционной гвардии» (а не дипломаты, как утверждает иранская сторона) вели разведывательную или подрывную работу на территории соседнего государства. Статус тех и других нельзя сравнивать. Мир оказался свидетелем очень опасной ситуации. За последние пять лет Иран много раз нарушал международные законы и нормы, поддерживая терроризм, обогащая уран, вмешиваясь в дела Ирака, захватывая заложников, но за это Тегеран, как получается, не только не был наказан, а даже наоборот, оказался вознаграждён. Для иранцев урок совершенно ясен: можно продолжать запугивать международную общественность самыми недопустимыми средствами. Суть урока, преподанного иранцами Западу в том, что радикалы действуют эффективнее умеренных, могут оказывать давление на Запад, готовы гораздо решительнее идти на эскалацию конфликта, чем Англия и другие члены международной коалиции, и что будет только хуже, если мир не пойдёт на уступки в вопросе об иранской ядерной программе.



Ян Рунов: Так считает Илан Берман из Совета по американской внешней политике.



Юрий Жигалкин: Рассказывал Ян Рунов.


Вступление России во Всемирную торговую организацию в этом году вряд ли состоится, поскольку от нее требуется следование правилам, которые чужды ее политической и экономической системе. Так американские наблюдатели комментируют заявление министра торговли США о том, что Вашингтон привержен идее присоединения России к ВТО до конца нынешнего года. Почему, несмотря на громко выраженное желание Москвы добиться членства в ВТО и вполне отчетливую поддержку этого желания западными столицами, крайние сроки вступления России регулярно переносятся на все более позднюю дату? Вопрос – профессору Маршаллу Голдману, содиректору Центра российских исследований Гарвардского университета.



Маршалл Голдман: Потому что в торговых отношениях между США и Россией остается напряженность, мало того, она даже возрастает. Взять хотя бы запрет на импорт американской курятины, возмутивший американских производителей сельскохозяйственной продукции, нежелание Москвы позволить американским банкам открыть свои филиалы в России, разочаровавший финансовую индустрию, попрание Россией прав на интеллектуальную собственность, источник негодования компьютерной промышленности и Голливуда. Попытка Москвы вступить в ВТО дала выход этим эмоциям. Интересно, что уже после того, как Москва и Вашингтон, казалось, договорились, вдруг всплывает история с судебным преследованием одной из самых уважаемых американских фирм – «Прайс Уотерхаус Куперс», которую обвиняют в причастности к налоговым махинациям ЮКОСа, уважаемую аудиторскую фирму с безупречной репутацией! Добавьте к этому отказ компенсировать убытки, понесенные «Моторолой» из-за незаконной конфискации ее мобильных телефонов. Трудно представить, что американское правительство сможет закрыть на все это глаза. Российское членство в ВТО – один из немногих инструментов давления на Москву, и до тех пор, пока она будет продолжать попирать права американских фирм, останутся серьезные препятствия на ее пути в ВТО.



Юрий Жигалкин: Как вы считаете, а есть ли у западных столиц искреннее желание видеть Россию членом ВТО?



Маршалл Голдман: Думаю, да. Потому что многие считают, что чем больше Россия будет интегрирована в мировую экономику, если она будет больше полагаться на международную торговлю, если она будет больше экспортировать и инвестировать, то она скорее станет, как любят говорить россияне, цивилизованной страной, следующей международным законам и юридической практике. Естественно, западные экспортеры хотели бы уничтожения торговых барьеров для своих товаров. Кстати, не надо забывать об оппозиции Всемирной торговой организации внутри России со стороны ее собственных производителей. Хотя, я думаю, и они выиграют, если в результате членства Европа не сможет вводить запрет на импорт российских товаров. Иными словами, членство России в ВТО – во всеобщих интересах. Однако я сомневаюсь, что эта цель будет достигнута до конца нынешнего года, потому что остается много неразрешенных вопросов, и я буду очень удивлен, если в ближайшие месяцы не появятся новые проблемы.



Юрий Жигалкин: Говорил профессор Маршалл Голдман, содиректор Центра российских исследований Гарвардского университета.


Лишь за один день подачи заявлений на выдачу рабочих виз был исчерпан их годовой лимит, определяемый Конгрессом. Американские работодатели, главным образом, фирмы, работающие в области высокой технологий, хотят нанять на работу в будущем году 150 тысяч квалифицированных иностранцев, закон позволяет въезд в страну 85 тысячами, из них 20 тысяч - ученые. Американский бизнес давно сетует на то, что недостаток отечественных талантов и высококвалифицированных специалистов лишит США первенства в глобальной конкуренции, первенства, основанного на технических достижениях. Однако пока законодатели не готовы расширить «импорт мозгов», призывая бизнес полагаться на собственные кадры.


Предать забвению простой, известный всему миру классический дизайн миру баночек с пепси-колой готов концерн «Пепсико». Цель – привлечь внимание молодежи к своей содовой. Впервые за десятилетия продажа легендарного напитка упала, и «Пепсико» решила призвать таланты всего мира принять участие в конкурсе на создание нового дизайна. Стимул – 10 тысяч долларов премии и возможность увидеть свою работу на 500 миллионах баночек с пепси-колой. Но, как говорят специалисты, проблема может быть не во внешнем виде упаковки, а в содержимом: традиционная газировка попросту выходит из моды, проигрывая в рыночном сражении крайне популярным оздоровительным напиткам и чистой воде.


За борьбу с всемирным потеплением, скорее всего, придется расплачиваться беднейшим, она грозит голодом развивающимся странам, предупреждают американские эксперты. Профессора Миннесотского университета подсчитали, что внедрение в качестве топлива этилого спирта и другого так называемого биотоплива, производимого из растений, приведет к удорожанию кукурузы, риса и пшеницы. Прогнозируемый ими рост цен на кукурузу на 40 процентов в течение 15 лет увеличит, согласно их калькуляциям, число голодающих на 600 миллионов. Иными словами, биотопливо, производимое по нынешним технологиям, принесет больше вреда, чем добра.


Предотвратить потерю своих домов и квартир сотнями тысяч американских семей пытается коалиция ведущих общественных организаций Америки. В среду она обратилась к банкам и другим кредитным фирмам с призывом объявить шестимесячный мораторий на изъятие жилья у тех, кто не способен выплачивать проценты по кредитам, людей ставших, по словам коалиции, жертвами хищнической практики кредитования. Насколько тревожна ситуация на рынке жилья? Мой собеседник – экономист, сотрудник Гуверовского института Михаил Бернштам.



Михаил Бершнтам: Ситуация довольно тревожная, потому что сейчас, по последним данным, 12 процентов ипотечных кредитов низкого качества не могут быть выплачены.



Юрий Жигалкин: Профессор, о каком количестве людей идет речь?



Михаил Бершнтам: В конечном счете мы говорим о сотнях тысяч людей. Ситуация эта неизбежна, потому что сначала был облегченный ипотечный кредит для людей, которые в нормальное время вообще не могли бы купить дом. Большинству этих людей была предоставлена возможность купить дом или квартиру и стать домовладельцем, и какая-то часть с этим не справилась.



Юрий Жигалкин: А как вы относитесь к утверждениям о том, что в этом во многом виноваты банки, сознательно соблазнявшие кредитами на жилье тех, кто не мог их себе позволить?



Михаил Бершнтам: В этом есть резон. Тут надо смотреть всегда с двух сторон. В таких ситуациях бывают выигравшие и проигравшие. Для кого-то это была единственная возможность купить дом, потому что это были люди с плохой кредитной историей. Они вообще не могли получить кредит, за ними тянулась плохая кредитная история, а на самом деле они уже могли купить и платить месячные ипотечные платежи. Другие люди, действительно, позарились или польстились, погнались за невозможным, погнались за радугой – и на этом пострадали.



Юрий Жигалкин: Эти сотни тысяч неплатежеспособных домовладельцев, они потеряют жилье?



Михаил Бершнтам: Да, люди потеряют жилье. Но опять же надо смотреть на большую картину. А большая картина такая: 70 процентов американцев являются домовладельцами. 80 процентов американцев в возрасте свыше 45 лет являются домовладельцами. Каждый год больше 2 миллионов становятся новыми домовладельцами. В этой ситуации потеря жилья несколькими сотнями тысяч людей не является национальной катастрофой. Это те люди, которые, в общем, на самом деле не могут себе позволить иметь жилье.



Юрий Жигалкин: Как вы считаете, каков главный урок этой истории?



Михаил Бершнтам: Главный урок, что если проценты по ипотеке или по другим займам выше рыночных, и те люди, которые на рынке не могут купить, в нормальных условиях, вдруг получают такую возможность, они должны быть очень осторожны. Ни заимодавцы, ни заемщики не должны брать чрезмерных рисков. Риск был чрезмерен. Сейчас из-за этого уже 20 финансовых учреждений, которые давали такие кредиты, обанкротились.



Юрий Жигалкин: Говорил профессор Михаил Бернштам.


В эти дни даже главные победы в мире поп-музыки не так сладки, как прежде. Альбом звезды кантри-музыки Тима Макгроу « Let it go » стал самым популярным новым диском прошлой недели, но за семь дней разошлись лишь 350 тысяч экземпляров пластинки. Всего два года назад спрос на диски Макгроу был в два раза выше. «Последний доллар» - песня из нового альбома.


XS
SM
MD
LG