Программу ведет Виктор Нехезин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.
Виктор Нехезин: Сегодня в Петербурге пройдет заседание мирового суда по делу трехлетней давности о зверском убийстве собаки, которое совершили два железнодорожника в поселке Плюса Псковской области. На памяти организаций, занимающихся защитой животных, это самое жестокое и затянувшееся дело.
Татьяна Вольтская: 6 февраля этой печальной истории исполнилось три года. В этот день в поселке Плюса Псковской области двое железнодорожных рабочих, чтобы сократить путь, решили пройти через территорию закрытого предприятия. Сторож предупредил их, что проход здесь запрещен, но они проигнорировали его предупреждение - так же, как и лай сторожевой собаки Митяя, привязанной во дворе. Через 40 минут железнодорожники возвращались обратно, в руках у них была бензопила, которую они и включили, проходя мимо собаки. Митяй получил страшные травмы головы и груди, одна передняя лапа была полностью отпилена. Хозяин собаки Александр Дубинин поклялся убитой собаке наказать преступников. 35 народных артистов России обратились к генеральному прокурору России Устинову с просьбой взять это дело под свой личный контроль, но дело непостижимым образом затянулось на 3 года. Прокурор Плюсского района Псковской области Татьяна Данилова дважды не нашла в этом деле состава преступления, хотя собаку, находившуюся на привязи на охраняемой территории, распилили бензопилой на глазах у трех свидетелей. Показательно, что год назад прокурор Татьяна Данилова была награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" 2 степени. А в Плюсском районе развернулась целая кампания по дискредитации хозяина убитой собаки, местная пресса писала о необыкновенной агрессивности Митяя, о многочисленных детях, покусанных им. У прокурора Даниловой появились и заявления матерей пострадавших детей. Но Центр защиты прав животных "Вита" располагает копиями других заявлений тех же самых женщин, где говорится, что никаких обвинений в адрес собаки они не писали, что их подписи подделаны. А из рассказов очевидцев стало ясно, что Митяй все два года своей жизни был любимцем местной детворы.
К сожалению, это не единственный случай такого рода, - говорит председатель Общества охраны животных в Петербурге Елена Перхоглайнен.
Елена Перхоглайнен: У меня есть тоже случай, уже год тянется дело, в июне будет, - в январе убили собаку, все свидетели были, дети, свидетельства взяты - явно статья. Все явно как бы. А милиция сказала: "Возбудили дело, а прокуратура вернула обратно, на дорасследование как бы". И до сих пор все это тянется, расследуют, хотя все свидетелей предоставили. Есть аналогичные случаи. Ясно, что не хотят заниматься этим. Когда заявляешь, что кто-то убил собаку, милиция все отпихивает.
Татьяна Вольтская: Юристы экологического правозащитного центра "Беллона" всегда помогают защитникам животных, которые к ним обращаются. Отношение к животным в российском обществе очень показательно, - говорит председатель правления "Беллоны" Александр Никитин.
Александр Никитин: В нашей стране, где, собственно говоря, не защищены права людей, еще тяжелее защищать права животных. Хотя когда видишь отношение людей к животным, когда видишь вот этих людей, которые собирают котят, маленьких собак, пользуясь тем, что у людей они всегда вызывают какое-то сочувствие, люди бросают им деньги, а потом оказывается, что эти животные, которых они насобирали, нужны только для сбора денег, то возникает такое ощущение, что людей иногда не жалко. Вот люди хуже, чем животные, хуже, чем звери, потому что у них отношение к этим незащищенным живым существам совершенно не человеческое. К сожалению, у нас еще мало таких процессов, когда действительно правосудие встает на сторону защиты животных. У нас есть в Уголовном кодексе статья "За жестокое обращение с животными", но это для нашей страны… Я думаю, может быть, когда-то в будущем люди будут к этому серьезно относиться, а сейчас то, что происходит с животными, в том числе и с домашними животными, которых приручают, а потом выбрасывают, это, конечно, ужас. Это показатель состояния того общества, в котором мы живем. Потому что иногда удается посмотреть на другое общество, которое живет не так далеко, но за какой-то границей, - там совершенно другие вещи видим. А потом, если кто-нибудь хоть раз был в каком-нибудь приюте, в том числе и питерском приюте, это неизгладимое впечатление. Я как-то там бывал, и это, конечно, просто жуть! Другого слова у меня просто нет для приютов для животных, которые я видел. Если у нас приюты для стариков и детей такого же уровня, конечно, когда говоришь о приютах для животных, то отвечают: "Подождите вы со своими животными, дайте нам со стариками и детьми разобраться".
Татьяна Вольтская: На самом деле, эти вещи связаны между собой: рука, причиняющая боль кошке или собаке, рано или поздно причинит боль старику или ребенку.
Александр Никитин: Часто ловишь себя просто на мысли, что люди относятся и к себе, и к животным таким образом, что для цивилизованного общества это недопустимо.
Татьяна Вольтская: "Выродки встречаются везде. Важно, как на них реагирует общество", - заключает Александр Никитин.