Ссылки для упрощенного доступа

В Британии вышла первая книга об убийстве Александра Литвиненко


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принима ет участие корреспондент Радио Свобода Наталья Голицына.



Кирилл Кобрин : Основатели Фонда справедливости имени Александра Литвиненко - вдова бывшего офицера ФСБ Марина Литвиненко, политический эмигрант и бизнесмен Борис Березовский и друг покойного Александр Гольдфарб - вступили в перепалку с бывшими сотрудниками российских спецслужб Андреем Луговым и Дмитрием Ковтуном, которых некоторые эксперты подозревают в причастности к убийству Литвиненко. Создатели фонда утверждают, что цель их организации - содействие расследованию убийству Литвиненко, а также предотвращение подобных происшествий в будущем.


Ковтун и Луговой, отрицающие свою связь с убийством Литвиненко, сами считают себя пострадавшими и претендуют на денежную помощь фонда. Между тем, загадка смерти Литвиненко остается в центре общественного интереса в Британии. Сегодня в Лондоне поступила в продажу книга английского журналиста Мартина Сикссмита под названием «Досье Литвиненко», в которой английский журналист, бывший корреспондент Би-Би-Си в Москве, предлагает свою версию убийства бывшего офицера ФСБ. Из Лондона сообщает наш корреспондент Наталья Голицына.



Наталья Голицына: Отравление радиоактивным полонием в Лондоне бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко породило не только поток различных версий его убийства и журналистских комментариев, но стало поводом и для более солидных литературных упражнений. Вдова Литвиненко Марина в соавторстве с Александром Гольдфарбом пишет книгу о муже. В ближайшее время должна выйти в свет книга американского журналиста Алана Кауэлла под названием «История Саши: жизнь и смерть русского шпиона».


Но всех опередил английский журналист Мартин Сикссмит, успевший за три месяца написать том в более чем триста страниц под названием «Досье Литвиненко» с подзаголовком «Подлинная история предсказанной смерти». Книга опубликована лондонским издательством «Макмиллан». Мартин Сикссмит - бывший корреспондент Би-би-си в Москве. Книгу он писал, используя все доступные ему документальные источники и свои связи в России, а также опрашивал друзей Литвиненко в Лондоне. В «Досье Литвиненко» шесть частей, разделенных на 65 глав.


Сикссмит не только предлагает свою версию журналистского расследования гибели бывшего офицера ФСБ, но и пытается воссоздать его образ, рассказать о его карьере, причинах его бегства из России, его убеждениях. Как известно, среди многочисленных спекуляций о возможных убийцах Литвиненко и их мотивах самой противоречивой и одновременно широко обсуждаемой оказалась тема причастности к делу Литвиненко российского президента. Мартин Сикссмит посвящает этой теме немало страниц, и, на мой взгляд, эти разделы - самое интересное в книге. Сикссмит приводит в своей книге воспоминания Литвиненко о его встрече с Путиным, вскоре после того, как он был назначен главой ФСБ. Литвиненко докладывал своему шефу о коррупции в органах:



«Я прибыл с двумя коллегами, но Путин захотел выслушать меня одного. Для него это должно было быть непростым делом, думал я тогда, ведь мы были в одном чине, и я представил себя в его положении, когда среднего уровня оперативный работник вдруг неожиданно оказался в ситуации, когда у него в подчинении оказались десятки генералов. Я не знал, как к нему обращаться, чтобы избежать замешательства: должен ли я сказать «товарищ подполковник», как того требовало его тогдашнее звание? Однако Путин меня опередил - встал из-за стола и пожал мне руку. Мне он показался неискренним. Он избегал смотреть мне в глаза и вел себя так, будто был не главой ФСБ, а игравшим роль актером. Он посмотрел на принесенные мной документы, сделав вид, что изучает их, и наугад задал несколько вопросов... Он оставил у себя мои бумаги и сказал, что свяжется со мной, и взял мой домашний телефон. Однако Путин так и не позвонил».



Наталья Голицына: Друзья Литвиненко считают Владимира Путина виновником гибели своего бывшего коллеги. У Мартина Сикссмита на этот счет другое мнение:



«Тот факт, что президент высказывал неприязнь к этому человеку, создавало предпосылки для инициативы снизу. Если Путин и был как-то причастен к делу Литвиненко, то только тем, что способствовал созданию атмосферы и условий, в которых могло произойти убийство. Путин не делал секрета из своей неприязни к Березовскому и его друзьям. Кроме того, из-за деятельности Литвиненко пострадали многие его коллеги, эти два фактора и вылились в отравление полонием на лондонских улицах. Путину даже не надо было спрашивать: «Кто избавит меня от этого беспокойного святоши?» Его прислужники были готовы предвосхитить этот приказ и сделать что-то приятное для своего хозяина».



Наталья Голицына: Автор книги отказывается давать интервью русскоязычным СМИ, не объясняя при этом, чего он опасается. Мартина Сикссмита консультировал историк разведки Борис Володарский. Я спросила его, насколько достоверен образ Александра Литвиненко, созданный английским журналистом.



Борис Володарский: С моей точки зрения, образ, который представил Мартин Сикссмит в своей первой книге об Александре Литвиненко, совершенно не соответствует действительности, что, безусловно, связано с тем, что автор не знал лично Литвиненко, не был с ним знаком. Литвиненко в книге изображен антигероем, к сожалению, он показан, как убийца, как человек, который пытал и избивал малолетних детей, избивал в подъезде Трепашкина, бандит - массовые расстрелы в Чечне, предатель Родины и семьи, и, вообще, показан как дурачок и мало соображающий человек, мало себя контролирующий, что неправда.



Наталья Голицына: Мартин Сикссмит претендует на то, что ему удалось раскрыть тайну гибели Литвиненко и доказать, кто его убил. Удалось ли ему это, на ваш взгляд?



Борис Володарский: До сих пор даже британская полиция не ответила на вопрос, кто убил Александра Литвиненко. Тем более не способен был это сделать автор книжки Мартин Сикссмит. Он провел самостоятельное, так называемое "журналистское" расследование, весьма поверхностное, основанное на мнениях людей, которым вряд ли можно доверять, и сделал вывод, что, возможно, скорее всего, это были некие темные элементы, которые действовали вне зависимости от Кремля, самостоятельно, и что эти люди - выходцы из ФСБ, что, безусловно, не соответствует действительности и показывает, что автор мало разбирается в российских структурах спецслужб и в том, где и как они оперируют.



Наталья Голицына: Издательство, выпустившее книгу «Досье Литвиненко», называет ее документальной. Насколько это соответствует действительности?



Борис Володарский: Я бы оценил эту книжку, как полухудожественную, потому что в ней нет ни только никакой документальности, даже нет и намека на документальность. Во-первых, в ней отсутствуют какие-либо сноски, ни одной сноски нет, нет именного индекса, нет ссылки ни на один источник, не приводится ни один документ. Единственное, чем оперирует автор, - это беседами, слухами, в основном слухами, кстати, причем эти слухи в основном он использует против Саши Литвиненко. К примеру, он рассказывает об анекдоте, как будто Литвиненко за пресс-конференцию 17 ноября 1998 года в Москве получил 100 тысяч долларов. Хотя хорошо известно и от Литвиненко, и от Марины, и от Березовского, и от всех других людей, что никаким образом никто ничего не оплачивал, никаких денег Саша не получал, он вообще всегда был без денег. Внимательно прочитав 312 страниц этой довольно толстой книжки, к сожалению, не могу выделить ни одного позитивного момента. Книга основана на трех компонентах, книга основана на домыслах, на слухах и на беседах с огромным количеством людей, часто имеющих мало отношения к делу или специально дающих дезинформацию. К таким лицам относится путинский верный спикер Дмитрий Песков, который назван в книжке "милым мальчиком", "карьерным дипломатом", каковым он не является, хотя и служил в Турции на дипломатической должности... а в основном люди очень сомнительные, люди, которые преданы ФСБ, люди, которые хотели бы полить грязью Литвиненко скорее, чем найти или попытаться найти действительность.



Наталья Голицына: Об опубликованной в Лондоне книге «Досье Литвиненко» говорил историк разведки Борис Володарский.


XS
SM
MD
LG