Ссылки для упрощенного доступа

Дело «Этанол»: чешская полиция прослушивала даже детей


В списке прослушиваемых лиц фигурируют имена министров, журналистов, мэров нескольких чешских городов, предпринимателей и адвокатов
В списке прослушиваемых лиц фигурируют имена министров, журналистов, мэров нескольких чешских городов, предпринимателей и адвокатов

Министерство внутренних дел Чешской Республики заявило, что в рамках расследования утечки секретной информации в СМИ полиция прослушивала 46 телефонных номера. Две трети разговоров расшифровано. Распоряжение о мониторинге телефонных номеров полиция получила в связи с публикацией секретных материалов доклада, составленного главой отдела по расследованию организованной преступности МВД Яном Кубице. Этот документ содержит информацию о связи чешского правительства со структурами организованной преступности.


В списке прослушиваемых лиц фигурируют имена министров, журналистов, мэров нескольких чешских городов, предпринимателей и адвокатов. Прослушивание разговоров последних является уголовным преступлением. Как отмечает министр внутренних дел Чешской Республики Иван Лангер, «из 19 номеров, которые прослушивались в связи с подозрениями, павшими на меня лично, только один номер телефона принадлежит мне. По этой причине я уверен, что и в других случаях ситуация идентична. С трудом можно представить себе, сколько невинных людей стали жертвами этой негуманной машинерии».


Министр внутренних дел Чехии пока не знает, кто дал распоряжение прослушивать такое количество телефонных номеров. В чешском законодательстве прописано, что подобное решение имеет право принять прокурор и судья. В списке из 46 человек, за которыми следили, есть даже дети – например, дочь мэра города Оломоуц Мартина Новотного. Инспекция министерства внутренних дел Чехии регулярно контролировала телефонные номера на протяжении последнего года. Информация об этом содержалась в докладе главы отдела по борьбе с организованной преступностью Яна Кубице.


В 2006 году Ян Кубице пришел к выводу, что российские мафиозные группировки пытались получить правительственный заказ на производство этанола. В соответствии с решением Европейской комиссии, к 2012 году весь продаваемый в странах ЕС бензин должен содержать этанол биологического происхождения. Чешское правительство решило, что тендер на поставку этанола объявлять не будет, заказ разделили между шестью производителями. Эта информация стала основой документа, названного журналистами «Доклад Кубице».


«Прослушивания телефонов проводились с самого начала расследования. Оно было тайным. Несмотря на это, информация попала в СМИ. Это и стало причиной того, что полиция начала записывать телефонные разговоры. Таким образом, пытались найти и ниточки, ведущие к уголовному преступлению, связанному с системой распределения государственных заказов на производство биологического этанола. Подозревали и нынешнего министра внутренних дел Ивана Лангера. И бывшего главу комитета безопасности Чехии Яна Видима. Правда, большинство людей связано с этим делом не было. Речь шла о знакомых, адвокатах и даже детях. Вопрос в том, имела ли право полиция вообще применять прослушивание при расследовании утечки информации», - поясняет журналист чешской газеты «Респект» Ярослав Спурны.


Методику прослушивания чешская полиция выбрала неслучайно. Она уже помогла распутать коррупционный скандал, связанный с возвращением Казахстаном своего долга Праге. Об этом деле тоже упоминается в докладе Яна Кубице. В начале девяностых в Карловых Варах застрелили двух россиян – Жореса Моносова и его сына Александра. Когда началось расследование убийства, полицейские начали прослушивать телефоны всех знакомых семьи. Из разговоров стало понятно, что убитые общались с казахом чешского происхождения Юрием Гержманеком.


«Казахстан должен Чехии около 5 миллиардов евро. О возвращении этого долга вело переговоры руководство обеих стран. В этом деле фигурировала и компания “Фалкон Кэпитал”. Процесс возвращения казахского долга сопровождался и подозрительными счетами в швейцарских банках», - рассказывает Ярослав Спурны.


В докладе Яна Кубице описано и несколько других коррупционных дел. Некоторые указанные в документе факты впоследствии подтвердились. Например, о заведомо невыгодной сделке, заключенной государственной компанией «Чепро». Ее бывший руководитель, находящийся ныне в заключении Томаш Кадлец подписал договор на покупку нефти и бензина у фирмы «Лорикус». В случае, если покупка бы не состоялась, «Чепро» должна была выплатить штраф в размере пяти миллионов долларов. А вот дело, связанное с этанолом, приостановлено- хотя по нему и обвинили несколько представителей руководства министерства транспорта Чехии, которое и распределяло заказы на его изготовление. Ни один российский гражданин по делу обвинен не был.


«Конечно, прямых доказательств нет. Это предположения, которые явствуют из разговоров по прослушиваемым телефонам, из показаний и встреч. Выводы можно сделать и заглянув в прошлое некоторых иностранных предпринимателей, проживающих в Чехии. Некоторые из них, их имена я не хотел бы называть, в прошлом были агентами коммунистической разведки. К сожалению, подобные подтверждения сложно использовать как реальные доказательства в суде», - считает Ярослав Спурны.


Чешской полиции известно о встрече Юрия Гержманека с Франтишеком Выбиралом, который в момент распределения заказов на поставку этанола был советником министра транспорта Яромира Шлинга. Реальных доказательств получения заказа чешское правосудие так и не нашло.


XS
SM
MD
LG