Ссылки для упрощенного доступа

Украинские политики и эксперты дают новые оценки ситуации в стране


Программу ведет Андрей Шарый.



Андрей Шарый: Сегодня в Киеве состоялась очередная демонстрация сторонников правящей коалиции, а проправительственные политические силы обещают 10 апреля вывести на Майдан несколько десятков тысяч противников роспуска Верховной Рады. Сторонники оппозиции со среды начнут бессрочную акцию в поддержку президента. В понедельник на экстренном заседании распущенной главой государства Верховной Рады депутаты большинства выступили за одновременное проведение внеочередных выборов парламента, президента и референдума относительно вступления Украины в НАТО.


Украинские политики и эксперты дают все новые оценки ситуации в стране. Доктор юридических наук Виктор Мусияка в середине 90-х годов входил в группу специалистов, работавших над созданием ныне действующей Конституции Украины. Сейчас Мусияка - член Верховной Рады прошлого созыва, лидер внепарламентской партии "Вперед, Украина!" Беседу я начал с вопроса о сегодняшней погоде в Киеве.



Виктор Мусияка: Градусов 5-6, такой моросящий дождик начинается.



Андрей Шарый: Трудно себе представить, как там люди сидят на площадях вообще, в палатках.



Виктор Мусияка: Сидят в палатках, там маленькие палатки такие, видимо, двухместные, большие палатки. В общем, все достаточно организовано. Но сидят.



Андрей Шарый: А вы понимаете, что этих людей заставляет сидеть в течение уже многих дней, кризис затяжной, никакого быстрого разрешения не видно? Почему эти люди не уходят, как вы считаете?



Виктор Мусияка: Видимо, они согласны сидеть, какие-то есть, видимо, вещи, которые их к этому стимулируют. Но, если говорить о самом конфликте, то, конечно, я считаю, что юридического основания к такому решению президента недостаточно было. Я считаю этот указ неконституционным. Здесь юридические есть нюансы. В соответствии с действующим законодательством, с Конституцией, пока он не признан неконституционным Конституционным судом, является действующим, его все должны исполнять. В этом все дело.



Андрей Шарый: Как лучше всего можно охарактеризовать суть того, что происходит сейчас на Украине? Это новый этап "оранжевой революции", это политический кризис, это системное противоречие в вашей стране между законодательной и исполнительной властью? Что это такое?



Виктор Мусияка: Этап того противостояния, которое возникло где-то 2003-2004 году. Во время избирательной кампании президентской пошли все эти политические силы, которые сейчас представлены в парламенте. Окружение президента, а ныне так называемая демократическая оппозиция, голосовали за изменения Конституции, которые должны от президентской республики привести Украину к парламентско-президентской. Но там был полиатив, до конца не доведено это все. И потом, есть такие положения, извините, которые сейчас разные стороны трактуют двусмысленно. Вот нежелание окончательно переходить к парламентско-президентской форме правления окружения президента и его надежда на то, что можно еще возвратить систему президентского правления, когда он назначает правительство и все в государстве только от него зависит, я думаю, что это, в конечном счете, обострило этот кризис. С другой стороны, действия коалиции, парламента и правительства, они были тоже непоследовательны. Все они хороши, каждый по-своему. Это есть финальная стадия уже борьбы за переход к парламентско-президентской республике.



Андрей Шарый: Есть такая точка зрения, что украинский народ пока еще не высказал своей точки зрения относительно того, что происходит сейчас в Киеве. Потому что те несколько тысяч человек, которые сейчас сидят или ходят по площадям, это либо активисты партийные, либо люди, по каким-то своим маленьким материальным интересам приехавшие в Киев. Пока, собственно говоря, политики и политологи занимаются и журналисты осмыслением того, что происходит. Вы согласны с такой постановкой вопроса? Если да, то не может ли это завершиться крайне негативным для украинского общества разочарованием в способности политиков конструктивно решить проблемы?



Виктор Мусияка: Люди уже в состоянии почти крайнего разочарования властью, они два года подряд, 2004-2006, занимались выборами, вроде бы объявили их самыми демократическими, прозрачными и так далее. Оказалось, что, видимо, не все было нормально в этих процесса, оно действительно ненормально было. То есть люди видят, что власть сама формирует себя, власть делает, ссылаясь на народ, на волю народа, на то, что он является единым источником, единственным источником власти. А фактически она сама себя организует, и вот эти все вещи происходящие, в обществе в целом вызывают только отвращение.



Андрей Шарый: Несколько циничный взгляд на политическую ситуацию в Киеве таков, что одни деньги воюют с другими. За каждой из политических партий стоят крупные группы монополий, политики являются лишь представителями крупных групп олигархического капитала украинского. Вы согласны с такой постановкой вопроса или нет?



Виктор Мусияка: Понимаете, еще когда был сформирован парламент, подсчитали, что там больше 300 миллионеров. Поэтому говорить, что это представители крупного капитала... Они, собственно говоря, представляют крупный капитал практически персонально, то есть они там все в основном находятся в системе власти, если не в парламенте, то в правительстве или в окружении президента. Там есть, между прочим, большая часть наших олигархов, которые не представлены ни в парламенте, ни в правительстве, но они находятся в системе разных округов вокруг президента. Кстати, это тоже очень серьезный момент, который в немалой степени определяет конфликт. Потому что не может быть значительная часть капитала не представленной в органах власти. Это все, естественно. Вы же знаете, интересы движут политиками, властью, все это, в конечном счете, конфигурации разные конфликтов создает, а в основе лежит это. Я думаю, да.


XS
SM
MD
LG