Программу ведет Андрей Шароградский . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский .
Андрей Шароградский : На телеканале ТВЦ закрыта молодежная передача "Бойцовский клуб", которая успела выйти в эфир всего два раза. Участники передачи, ее авторы и многие телевизионные критики считают закрытие "Бойцовского клуба" политической акцией. Руководители канала ТВЦ это отрицают. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.
Максим Ярошевский : "Бойцовский клуб" снимали в помещении Московского клуба "Билингва". Шоу подразумевало под собой дискуссию между приглашенными гостями и молодежью. По сути это был телевизионный римейк политических дебатов, которые проходят в клубе уже достаточно продолжительное время.
Общалась и спорила молодежь на самые разные темы. Последняя вышедшая в эфир программа называлась "Москва не резиновая". В ней шла речь о перенаселенности столицы. Одним из главных участников "Бойцовского клуба" тогда стал член КПРФ Петр Милосердов.
Петр Милосердов : Закрыли, потому что цензура. А вопрос в том - чего испугались? Испугались того, что люди начнут всерьез обсуждать какие-то вещи. Потому что до тех пор, пока можно имитировать это обсуждение по средством теле-шоу Соловьева и прочее, это одна история, а когда люди садятся за стол друг против друга и начинают честно, серьезно защищать свои позиции, вот это уже совсем другое дело. Поэтому этого и испугались. Я, честно говоря, вообще, был удивлен. Когда пришел на программу, я сказал, что в эфир это никто не пустит. На что мне сказали - ты не волнуйся, все, что скажешь плохого про Лужкова, все это мы вырежем (и, кстати, действительно, вырезали). Съемка велась 1,5 часа, а в эфир пошло 45 минут. Честно говоря, я даже был удивлен, что это пропустили.
Максим Ярошевский : "Бойцовский клуб" появился в эфире канала ТВЦ в конце марта. По словам шеф-редактора дискуссионного клуба Алексея Навального, вторая ставшая последней передача показала очень высокий для канала рейтинг. По его мнению, в закрытии программы вины самого ТВЦ нет.
Алексей Навальный : Мы знаем точно, что наша передача получила достаточно неплохую критику. Наша передача давала хорошие рейтинги. И уже второй выпуск "Бойцовского клуба" дал рейтинг выше, чем в среднем по каналу и лучший рейтинг в течение дня. Исходя из этого, мы делаем вывод, что все-таки здесь были главные причины политические. У меня, на самом деле, в этой ситуации, нет каких-то претензий к каналу ТВЦ. Я знаю, что им тоже очень обидно, что они вынуждены были закрыть вот эту программу, которая могла стать какой-то, может быть, даже находкой для канала. У меня нет претензий ни к руководству, ни к редакции общественно-политического вещания. Понятное дело. Что должен канал заявить? Канал должен сказать - да, нам позвонили из Кремля и велели закрыть эту программу, мы очень возмущены! Понятно, что канал этого не скажет. Он сейчас говорит о том, что они возобновят программу. Но все мы понимаем, что такого не будет.
Максим Ярошевский : Ведущий "Бойцовского клуба" Станислав Кучер считает закрытие программы ошибочным шагом.
Станислав Кучер: Молодежь политизированная, студенческая молодежь рассматривается как некий дестабилизирующий фактор. Вспомним молодежные волнения во Франции, 1968 год, да и у нас молодежь в том же 1991 сыграла не последнюю роль. Поэтому, конечно же, любая, если мы говорим об отношении власти к молодежи, то, конечно же, власть в любой стране пытается держать молодежь под контролем. Кстати, с этой точки зрения, мне как раз не очень понятно, а почему выпуск программы приостановлен. Поскольку у молодежи всегда два пути - либо выпускать свои эмоции в публичном диалоге, в публичной дискуссии, для которой должны существовать некие площадки, либо делать это просто на улицах, идти к нацистам просто, к нацболам, либо пытаться каким-то образом обсуждать то, что обсуждают на кухне, но публично.
На мой взгляд, эта программа как раз могла стать такой публичной площадкой, где молодежь самых разных направлений, политических, социальных ориентаций могла бы выпускать свой пар. Эта программа могла стать срезом, в том числе для власти, да и для всех нас, настроений, которыми та самая молодежь живет. У нас за два выпуска в программе были самые разные люди, я имею в виду сейчас сидящих в зале, сидящих в клубе, которые подходили к микрофону, там были и представители "Единой России", и "Справедливой России", национал-большевиков, и коммунисты, и убежденные демократы, то есть были самые разные люди. И конечно при всем притом, что программа не выходит в прямом эфире, в любом случае спектр мнений каких-то мы старались представить.
Те ребята, которые приходили в клуб, они приходили в клуб, потому что они привыкли туда приходить и там спорить о политике. Их мало интересовало то, что это будет потом на телевидении. Им не интересно смотреть, при всем уважении к Соловьеву, им не интересно смотреть Шевченко, для них это все нафталин, это вчерашний день. Они хотят видеть таких же, как они, они хотят видеть своих лидеров, которые выступают в Интернете. Именно этим эта программа была, на мой взгляд, интересна и привлекательна.
Максим Ярошевский : Вот, что думает о закрытии програмы "Бойцовский клуб" телевизионный обозреватель газеты "Коммерсантъ" Арина Бородина.
Арина Бородина : Я, во-первых, думаю, что она не задумывалась изначально как оппозиционная нынешней власти на канале. Но то, что изначально было понятно, что любой дискуссионный формат, который, в общем-то, не укладывается в привычные рамки, будет обречен на то, чтобы быть скоро закрытым - это однозначно. Более того, я какое-то время назад встречалась (не буду говорить с кем) с представителями ТВЦ, они сами, в принципе, говорили о том, что хотят попробовать, но не уверены, что это долго может протянуть в эфире. Другой вопрос, что все-таки молодую аудиторию, молодежь и людей, которые имеют опыт в этих дискуссий, в форумах, в самом клубе их очень сложно контролировать, регламентировать какими-то рамками, которым подвержен сегодняшний общественно-политический эфир. Поэтому, видимо, посмотрели, посмотрели на эти два шоу и подумали, что лучше от греха подальше, давайте мы без этой программы обойдемся.
Но я честно сразу скажу, что, на мой взгляд, эта программа действительно была сырая. И с точки зрения телевизионной технологии к ней могли быть претензии. Но, безусловно, главная причина - это, конечно, то, что она не вписывалась в сегодняшний телевизионный мейнстрим, если там говорить, сегодняшнюю телевизионную стилистику.
Максим Ярошевский : Это можно называть цензурой?
Арина Бородина : Безусловно, цензура здесь присутствует и с точки зрения подготовки. Но я бы сказала так, насчет цензуры я так однозначно сказать не могу. Безусловно, она явно присутствовала на стадии монтажа, а с точки зрения решения руководства канала ТВЦ и лично Александра Пономарева я, конечно, считаю, что это решение не лишено политики. Более того, политика здесь играет существенную роль, скажем так, на перспективу. Потому что сегодня общественно-политических форматов итак мало, и когда их еще закрывают, конечно, это связано с нынешней политической ситуацией, в том числе и на телевидении, в первую очередь.
Максим Ярошевский : На ТВЦ обещали, что они все-таки сделают подобный проект реально для молодежи, о молодежной политике. Что-то возникнет?
Арина Бородина : Я вчера разговаривала с продюсером программы, ее автором Дмитрием Ворновицким, который со Стасом Кучером вместе работают много лет еще на программе "Обозреватель", он тоже мне сказал, что Пономарев с ним разговаривал буквально вчера вечером и сказал, чтобы они думали над новой программой. Но он сказал, что он должен сначала как-то проанализировать, понять и тогда уже решить - будет ли он эти программу создавать. Но дело в том, что я сразу скажу, Александр Сергеевич Пономарев руководитель опытный, но в то же время я искренне знаю, что ему идея самой программы действительно нравилась, просто они поняли, что контролировать эту молодежную аудиторию, такую экспрессивную, отчасти даже может быть маргинальную очень сложно. Поэтому я затрудняюсь дать точный прогноз. Я думаю, что 50 на 50.