Ссылки для упрощенного доступа

Исследователи жизни и творчества Герцена проведут в Вятке Герценовские чтения


Программу ведет Надежда Перцева. Принимает участие в Вятке Екатерина Лушникова.



Надежда Перцева: Исследователи жизни и творчества Герцена из семи городов сегодня будут проводить свои Герценовские чтения.



Екатерина Лушникова: Научная конференция приурочена к 195-летию Герцена и 170-летию Вятской публичной библиотеки, где Александру Ивановичу выпало служить помощником библиотекаря во время вятской ссылки. Сейчас библиотека носит имя Герцена.


Рассказывает заведующая краеведческим отделом и один из организаторов встречи Надежда Гурьянова.



Надежда Гурьянова: Это такая межрегиональная конференция, научная, где собираются исследователи творчества Герцена, историки, краеведы, кто в то же время, помимо творчества Герцена, занимается историей пребывания Герцена в вятской ссылке, вятского окружения, например. Ну, и помимо вот этих вопросов, связанных напрямую с Герценом, ставятся обычно еще вопросы развития книжного дела, историко-культурного прошлого Вятки. Первая, например, тема – «Герцен и Вятская публичная библиотека». «Герцен в историческом восприятии вятчан».



Екатерина Лушникова: «Колокол статистики» - так назвал свой научный доклад один из участников конференции, краевед Василий Старостин.



Василий Старостин: Ну, как «Колокол» Герцена в свое время разбудил демократов, я вот все надеюсь разбудить наших людей. На сегодняшний момент вятская земля – это наиболее богатая земля по перспективе его реосвоения, нового заселения. А мест свободных в Европе нет вообще, в Подмосковье нет уже. А вот у нас есть.



Екатерина Лушникова: В XIX веке, во время службы в канцелярии губернатора, вятской статистикой довелось заниматься и Александру Герцену.



Василий Старостин: Он обладал не очень большой информацией, но, тем не менее, он определил некоторые характерные черты, в том числе, вятского народа. Самой характерной чертой посчитал свободу. Если в остальной России крестьянину как бы плохо ни было даже неурожай, пожар, голод, но он все равно старается остаться на месте, на Вятке по-другому: чуть что не по нему, налоги увеличивают или что еще – он собирает семью, снимается и уходит на новое место, строит там новый свой починок. У нас же было такое же вечевое правление, да и потом осталось. Почему у нас не было крепостных, удельных крестьян – это вот свобода внутри тех людей, которые переселялись из других мест. Последняя российская, русская республика была на Вятке. То есть после Новгорода и Пскова мы последними пали. Страшно сейчас в это поверить, трудно, невероятно, мы – самый свободолюбивый народ России.



Екатерина Лушникова: Герценовские чтения будут проходить два дня и закончатся презентацией электронного проекта «Книжные раритеты Герценки» и экскурсией по герценовским местам губернского центра. Участники конференции побывают в доме Витберга, где Александр Иванович снимал флигель, и погуляют в Александровском саду, где в XIX веке гулял и Герцен.


XS
SM
MD
LG