Ссылки для упрощенного доступа

Обозреватель Радио Свобода Ирина Лагунина о теракте в Алжире


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Ирина Лагунина.



Андрей Шароградский: Жертвами теракта в столице Алжира в среду стали, по меньшей мере, 23 человека, по некоторым данным, более 200 человек получили ранения. Ответственность за теракты взяли на себя люди, называющие себя членами международной террористической группировки "Аль-Каида". Насколько близки они к "Аль-Каиде" в действительности? Почему они пошли на эти теракты и какова реакция на них международного сообщества? Эти вопросы я обсудил с обозревателем Радио Свобода Ириной Лагуниной.


"Ответственность за теракты, которые произошли в Алжире, взяло на себя местное отделение "Аль-Каиды" - я цитирую сообщения некоторых средств массовой информации. Значит ли это, что в конфликте, который в Алжире уже происходит на протяжении очень многих лет, начался какой-то новый этап?



Ирина Лагунина: Вообще, эта организация взяла себе имя "Аль-Каида" в исламском Магрибе" всего несколько месяцев назад. Она официально стала так именоваться всего лишь с января 2007 года, после того, как несколькими месяцами раньше, в октябре 2006-го, человек №2 в "Аль-Каиде" Айман аз-Завахири, объявил о союзе с "Аль-Каидой", и той группировке, которая раньше называлась… Ее очень сложно перевести на самом деле на русский язык, много толкований ее названия, но самое популярное толкование - "Салафитская группа проповеди и джихада", хотя скорее это название все-таки надо переводить, как "Салафитская группа молитвы и борьбы", потому что слово "джихад" там отсутствует. Это группировка исключительно местная, она выросла из такой крупной вооруженной исламистской организации, которая называлась "Вооруженная исламская группа" и действовала в Алжире все 90-е годы. Собственно, именно эта "Вооруженная исламистская группа" ответственна за то кровопролитие, которое шло в Алжире в 90-х годах, в результате которого погибли около 200 тысяч местных жителей. Вот эта "Салафитская группа", молодая группа, которая выросла из "Вооруженной исламской группы", стала популярна в народе из-за того, что она изначально сказала, что мирные жители гибнуть не будут в ее так называемой "борьбе за исламское государство Алжир", а собственно, это ее основная цель. Но в последние годы эту группу достаточно успешно ликвидировали правительственные силы. И явно для того, чтобы повысить свой статус среди исламски настроенных молодых людей, среди, может быть, тех, кто думает об экстремизме, но еще не подошел к нему, эта группа взяла на себя имя "Аль-Каиды". Это как бы момент статуса, момент престижа.



Андрей Шароградский: Действительно ли "Аль-Каида" теперь будет помогать этой группе и значит ли это, что перевес теперь может быть на стороне исламистов в Алжире?



Ирина Лагунина: Сложно сказать, как "Аль-Каида" сейчас может помогать. Большинство экспертов сходятся во мнении, что "Аль-Каида" не может оказывать прямой поддержки вот этим многочисленным достаточно исламистским группировкам, которые борются за свои местные национальные исламистские цели против светских правительств. "Аль-Каида" может помогать только идеологически. Но в данном случае, мне кажется, что "Салафитская группа" или, как она теперь называется, "Группа "Аль-Каиды" в исламском Магрибе", даже особо и не нуждается в такой помощи. У них немало денег. Хотя очень немного известно об этой группе, но известно, что у них немало денег, которые они заработали в основном на нелегальной торговле сигаретами, наркотиками, машинам, оружием, и у них в принципе была и остается поддержка среди местного населения. Я еще раз повторяю, это группа молодая. После того, как умер ее основатель, в 1996 году основавший эту группировку, так называемый эмир Хасан Хаттаб, ее сейчас возглавляет человек по имени Мохтар Бельмохтар. Ему всего 34 года, но у него уже есть опыт войны в Афганистане. Так что это молодежь, которая перенимает опыт "Аль-Каиды" и перенимает ее идеологию, переносит ее на местную почву.



Андрей Шароградский: А какова международная реакция на то, что происходит сейчас в Алжире?



Ирина Лагунина: Очень характерно, что все соседи по региону и арабскому миру, за исключением Судана (а есть подозрения, что Судан помогает этой группировке салафитской, по крайней мере, так считает алжирское правительство), заявили свой решительный протест. Любопытно, что это не только король Иордании, например, который моментально осудил этот теракт, но это и Иран выступил с заявлением, что совершенное в Алжире противоречит исламу, противоречит морали исламской. И это очень характерно, потому что это явно показывает, что группировка эта суннитская, хотя они называли себя салафитами, на самом деле они ближе к идеологии ваххабитов, чем салафитов. В салафизме нет ничего, что призывало бы к вооруженной борьбе и к терактам. Так что очень единая реакция, единое осуждение. Самое удивительное, что единое осуждение не только со стороны Алжира, но и изнутри страны, поскольку именно эта группировка заявляла, что мирные жители страдать не будут, а пострадало 200 человек и, по последним данным, около 30 убиты. Именно из-за того, что эта группа нарушила свое обещание, а люди устали от кровопролития 90-х годов (еще раз повторяю, почти 200 тысяч человек погибли за это время), сейчас этот теракт настолько осуждается и внутри общества.


XS
SM
MD
LG