Ссылки для упрощенного доступа

В России подводят итоги прошедших в Москве и Петербурге Маршей несогласных


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Любовь Чижова, Татьяна Вольтская.



Андрей Шароградский: В России подводят итоги прошедших в субботу и воскресенье в Москве и Петербурге Маршей несогласных: телекритики говорят об ангажированности большинства российских каналов, освещавших событие, уполномоченный по правам человека Владимир Лукин обещает разобраться с милиционерами, избивавшими участников Марша, в Интернете не утихают дискуссии о целесообразности подобных акций протеста.



Любовь Чижова: Точных данных, сколько человек приняли участие в Марше несогласных, нет. По разным сообщениям, на улицы Москвы вышло от полутора до двух тысяч человек. Им противостояли более 10 тысяч сотрудников милиции - дюжие Омоновцы вели себя крайне жестко: сообщается о многочисленных избиениях участников Марша, доставалось, по словам очевидцев, и случайным прохожим - даже пожилым людям. Омоновцы сломали нос девушке из партии «Яблоко». О ситуации в Петербурге рассказывает наш корреспондент Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская: Несмотря на беспрецедентные меры, принятые властями для срыва Марша несогласных, акция все же состоялась. И хотя ближайшие станции метро были закрыты, а все подходы к Пионерской площади затруднены, на нее пришло от 2 до 3 тысяч человек. Двойные и тройные кордоны тяжелой техники и ОМОНа помешали, собственно, Маршу, а когда люди направились к метро, ОМОН стал их избивать. Было задержано около 120 человек, в основном активисты, несколько пострадавших оказались в больнице. К вечеру большинство задержанных организаторов марша были отпущены, но некоторые из них до сих пор находятся в милиции. Говорит лидер петербургской организации Объединенного гражданского фронта Ольга Курносова, которую задержали еще до начала акции.



Ольга Курносова: Я уверена, что одна из новых тактик властей будет попытка каким-то образом блокировать организаторов массовых мероприятий для того, чтобы иметь формальный повод не дать начать проводить даже согласованное мероприятие.



Татьяна Вольтская: Ольге Курносовой и лидеру питерских нацболов Андрею Дмитриеву придется заплатить по тысяче рублей штрафа. Суд над Эдуардом Лимоновым перенесен на 26 апреля: он обвиняется в организации несанкционированного шествия от ТЮЗа до Витебского вокзала, хотя в это время его уже там не было.


Пока неизвестна судьба двух активистов ОГФ - Александра Асовцова и Дениса Белунова. Ольга Курносова говорит, что будет подготовлено обращение в прокуратуру для расследования зверств ОМОНа.



Ольга Курносова: Люди должны задумываться, что когда они исполняют преступный приказ, они становятся преступниками сами.



Татьяна Вольтская: Готовится обращение и в Конституционный суд, чтобы действия властей по разгону митинга были признаны антиконституционными.



Любовь Чижова: Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин обещает разобраться с милиционерами, которые избивали участников Марша несогласных. По его словам, во время массовых акций правоохранительные органы должны обеспечивать мирный и безопасный характер митингов и шествий, и не должны действовать в ущерб жизни и здоровью граждан, как участников акций, так и прохожих. Владимир Лукин подчеркнул, что граждане России имеют право собираться мирно, без оружия и участвовать в митингах и шествиях, а не только в митингах, как утверждают представители московских властей. Большинство российских телекритиков отмечают, что единственным каналом, объективно освещавшим Марш несогласных, был канал «Рен-ТВ». О работе других телеканалов говорит обозреватель "Московского комсомольца" Александр Мельман.



Александр Мельман: Началось все еще в четверг в программе Соловьева "К барьеру", когда еще до Марша несогласных оставалось два дня, где уже, несмотря на то, что обсуждался формально доклад американского Госдепа по поводу прав человека в России, тем не менее, господин Соловьев очень точно, с точки зрения Кремля, отработал и тему марша. Закончил он передачу, охарактеризовав тех, кто организует этот марш, как людей, которые проповедуют человеконенавистнические настроения и играют на развал России, то есть слово указано. И дальше во всех остальных политпрограммах, так или иначе, это перепевалось: у господина Пушкова в контексте опять же тоже соединения доклада Госдепа и интервью Березовского. Так или иначе, это было практически у всех. Удивляться этому я бы не стал. Потому что, безусловно, все федеральные каналы и, соответственно аналитические программы этих каналов, они заточены на пропагандистское освещение Кремлем этих событий, которые для Кремля действительно важны. Мне кажется, это очень точная, выверенная и пропагандистская, и с точки зрения силовой акции, очень точно выверенная реакция на этот марш. Потому что выстроена вертикаль власти, которая, безусловно, непрочна, которая зациклена на одном человеке. Но, с моей точки зрения, эти люди, встроенные в эту вертикаль, коррумпированы, часто не очень умные, они заострили на себе то, что называется единством страны. К сожалению, это так.



Любовь Чижова: По мнению директора службы блогов компании «Суп» Антона Носика, многие россияне следили за Маршем несогласных через Интернет - там можно было получить достоверную и оперативную информацию о событиях.



Антон Носик: Судя по качеству картинки, корреспонденты в основном ее снимали на свой телефон. Но в любом случае поминутные репортажи во многих Интернет-СМИ присутствовали.



Любовь Чижова: Вы сами следили как-то за Маршем несогласных через Интернет?



Антон Носик: Я следил за Маршем несогласных через Интернет, мне было интересно, насколько оперативно поступают сведения, насколько вообще можно использовать Интернет на сегодняшний день в качестве канала трансляции, когда происходят такие вещи. Потом я пошел, сам посмотрел, на Тургеневскую, я там рядом живу. Так вот, надо сказать, что очень, как потребитель информации, остался доволен тем, насколько темпы ее поступления, в общем, не запаздывали по сравнению с тем, что можно было услышать, например, по радио или прочитать на ленте агентств. Я думаю, что каждые из этих статей читают десятки тысяч человек.


Речь идет об аудитории с более высоким уровнем образования, с более высоким уровнем доходов. Речь идет об аудитории, которая практически поголовно охвачена мобильной связью. С другой стороны, те времена, когда можно было сказать, что Интернет - это элита, уже давно у нас не соответствуют действительности. В Интернете есть огромное количество людей всех уровней достатка, всех возрастов и всех специальностей, включая и милиционеров, и безработных, есть сторонники всех точек зрения. В частности Марш несогласных вызвал очень бурное обсуждение, потому что одни люди говорили, что они солидарны с устроителями этого марша, таких было ничтожное меньшинство. Другая, большая группа говорила: "Нам неприятен Анпилов, нам не нравится НБП, но свобода митингов в России - это важно. А третьи говорили: "Что вы раскачиваете лодку? Что, вам больше заняться нечем в субботу?" Все взгляды, какие можно было ожидать там найти, все эти взгляды были в достаточной мере представлены.


XS
SM
MD
LG