Ссылки для упрощенного доступа

Большинство россиян выступают за применение смертной казни


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие эксперт Алексей Левинсон.



Андрей Шарый: Сегодня исполнилось 10 лет со дня подписания Россией Протокола № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека, основных свобод, об отмене смертной казни. Этот протокол до сих пор не ратифицирован, хотя в России действует мораторий на приведение смертных приговоров в исполнение, введенный в соответствие с решением Конституционного суда. Этот документ останется в силе до тех пор, пока во всех субъектах Федерации не начнут действовать суды присяжных.


Большинство россиян выступают за применение смертной казни, и их число значительно превосходит количество тех, кто считает, что неотвратимость наказания важнее его суровости. Однако социологи отмечают в последние годы тенденцию к смягчению общественных нравов. Об этом я беседовал с известным московским социологом, одним из ведущих экспертов "Левада-центра" Алексеем Левинсоном.



Алексей Левинсон: Можно отметить некоторые, не очень значительные тенденции к смягчению репрессивной морали россиян. Для большинства российских граждан смертная казнь является не только средством наказания, а и средством мщения и запугивания. То есть это видно из более редких реакций, которые мы видим, как уменьшение числа людей, выступающих за отмену, и увеличение числа людей, выступающих за возвращение смертной казни, связано это бывает с террористическими актами, в частности. От 2002 года к 2005 году доля людей, считающих, что в нашей стране должна существовать смертная казнь, снизилась с 79 до 65 процентов, а доля считающих, что она не должна существовать, выросла, соответственно, с 17 до 25 процентов. Все равно большинство населения продолжает выступать за смертную казнь, за ее существование, за ее восстановление. Есть даже часть, которая выступает за расширение.



Андрей Шарый: Вы бы осмелились сказать, что есть тенденция к смягчению общественных нравов?



Алексей Левинсон: Она идет постепенно, я могу это доказать еще тем, что с 2004 по 2006 год доля людей, которые хотели бы полностью отменить смертную казнь, выросла с 5 до 12 процентов. Их мало, но их доля растет. А доля людей, которые хотели бы расширить применение смертной казни по отношению к тому, как это было до моратория, уменьшилось, ощутимо уменьшилось, с 29 до 8 процентов. Большинство россиян, это от половины, две трети, иногда три четверти россиян выступают за то, чтобы смертная казнь была. От четверти до трети выступают или за ее отмену, или за ее неприменение. Баланс между теми, сколько таких и сколько этих, зависит от двух факторов: от общей тенденции, о которой мы говорим - смягчение нравов, и от конкретной ситуации на данный месяц или на данную неделю даже, если что-то случилось, что людей очень сильно пугает, они начинают выступать за смертную казнь.



Андрей Шарый: Есть какая-то связь между эффективностью правоохранительной системы государства и отношением общества к смертной казни или невозможно это провести в ваших исследованиях?



Алексей Левинсон: Этой связи нет или она, по крайней мере, такая, что эффективным будет инструмент расправы с преступником, а не профилактики, не работа та, которой должны заниматься правоохранительные органы.


XS
SM
MD
LG