Ссылки для упрощенного доступа

Генпрокуратура России направила в Лондон новый запрос об экстрадиции Бориса Березовского


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марьяна Торочешникова.



Андрей Шарый: Генеральная прокуратура России сообщила в понедельник, что направила в Лондон новый запрос об экстрадиции предпринимателя Бориса Березовского, заявил сегодня генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка. Он так же подтвердил, что Березовский обвиняется и в другом уголовном преступлении - речь идет о махинациях в рамках компании "Аэрофлот". "У властей России нет больше сомнения относительно того, кто стоит за долго не прекращающейся кампанией по очернению образа России, дестабилизацией российских властей извне - это Борис Березовский", - с таким определением сегодня на страницах британского издания "Гардиан" выступил первый заместитель пресс-секретаря президента России Дмитрий Песков. Это первый открытый призыв со стороны, а не Генпрокуратуры, выдать Бориса Березовского. Это ответ на публикацию самого Березовского в пятничном номере газеты.



Марьяна Торочешникова: Бориса Березовского вновь обвиняют в попытке насильственного захвата власти - 278-я статья Уголовного кодекса Российской Федерации. Поводом для возбуждения дела стало недавнее интервью предпринимателя британской газете "Гардиан", в которой в частности приводятся следующие фразы Березовского: "Надо применить силу для смены режима, демократическими способами режим изменить невозможно".


Вот как отреагировал на это заявление генеральный прокурор России Юрий Чайка, уже направивший в Великобританию новый запрос об экстрадиции предпринимателя.



Юрий Чайка: По сути, Березовский создал преступную группу, о чем я прямо пишу в своем поручении, которая ставит целью насильственное свержение законной, конституционной власти в Российской Федерации, и он использует Великобританию, как плацдарм для таких публичных заявлений и подготовки этих вещей.



Марьяна Торочешникова: Сам Борис Березовский ничего предосудительного и призывающего к насилию в своих высказываниях не находит.



Борис Березовский: Я действительно считаю режим преступный, режим в России преступный. Я считаю, что никакого способа сменить этот режим через демократические процедуры, как выборы, например, невозможно. Поэтому нужно использовать силу, еще раз подчеркиваю, силу, и не отказываюсь от этих слов. Это я называю силовым перехватом власти. То, что произошло на Украине, например, то, что произошло в Грузии - это типичный пример, в моем понимании, силового перехвата власти, когда улица, площадь оказала давление на власть, силовое давление на власть.



Марьяна Торочешникова: Бориса Березовского уже обвиняли в попытке насильственного захвата власти почти год назад. Тогда поводом для этого стали высказывания предпринимателя в интервью радиостанции "Эхо Москвы". Тогда же, как и теперь, генеральная прокуратура пыталась добиться его экстрадиции - безуспешно. Правда, теперь Юрий Чайка рассчитывает на большее понимание со стороны британских коллег, этой уверенности добавляет и то, что в России, наконец, завершилось расследование дела "Аэрофлота", а Борису Березовскому, который и раньше был основным фигурантом этого дела, накануне предъявлены новые обвинения.


По словам адвоката Андрея Боровкова, Березовскому инкриминируется хищение и легализация 214 миллионов рублей компании "Аэрофлот" совместно с Николаем Глушковым и другими лицами, уже осужденными по этому делу. Раньше Березовский проходил по делу как соучастник, пособник, а теперь как исполнитель преступления, пояснил адвокат. Однако, по словам бывшего следователя Генерального прокуратуры Николая Волкова (он стоял у истоков расследования дела "Аэрофлота"), Березовский всегда был главной фигурой в этом деле.



Николай Волков: Всегда был один из соисполнителей, никогда сомнений не было в этом. Необязательно самому залезать в карман, можно и по телефону давать распоряжения.



Марьяна Торочешникова: Но, тем не менее, Николай Васильевич, это дело начали расследовать в конце 90-х годов и санкцию на арест Березовского дали еще 6 апреля 1999 года. За это время ясности в деле "Аэрофлота" все-таки не удалось добиться. Сейчас генеральный прокурор с уверенностью заявляет о том, что все готово, можно готовиться к новому судебному разбирательству, остается только Березовскому ознакомиться с материалами уголовного дела. На ваш взгляд, чем можно было бы объяснить столь спешное завершение расследования?



Николай Волков: Где же спешное? - столько лет уже. Основная сложность проблемы - получить подлинники документов, которые находились за границей. В этом вся была сложность. А без финансовых документов экономическое преступление очень сложно доказать. Понимаете, дело "Аэрофлота" - это не просто одно дело "Аэрофлота", от этого дела несколько направлений. Там так называемые "пролетные" деньги, которые иностранные компании платили за пролет беспосадочный, там деньги, что в "Андавию" аккумулировались, там и деньги, которые под кредиты "Аэрофлот" занимал. То есть, в самом деле "Аэрофлота" несколько ответвлений. Какие именно сейчас эпизоды ему вменяются, я могу только догадываться.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG