Ссылки для упрощенного доступа

«Трагедия в Блэксбурге будет скоро забыта»


Траур в Вирджинии и остальных 49 штатах
Траур в Вирджинии и остальных 49 штатах

Трагедия в вирджинском университете побудила американцев снова задаться вопросом о причинах роста насилия, сопряженного с применением огнестрельного оружия. Комментаторы полагают, что бойня в Блэксбурге не слишком изменит свободное обращение оружия в стране – эта традиция слишком глубоко укоренена в американской культуре.


На следующий день после трагедии в Техническом университете Вирджинии начали проясняться подробности происшедшего. Приходит время для первых выводов. Какие уроки кажутся очевидными после бойни Блэксбурге? Президент Национального стратегического форума в Чикаго Ричард Фридман полагает, что преступление едва ли скажется на ситуации с безопасностью в учебных заведениях Америки:


- Это огромная трагедия для Соединенных Штатов. Ее урок состоит в том, что учащиеся школ и вузов уязвимы перед злоумышленниками и террористами. Боюсь, нам ничего не остается, кроме как быть готовыми к другим трагедиям такого рода. И не только в университетах. Сейчас много спорят, верно или нет действовали полицейские и спецназовцы, пытавшиеся обезвредить вооруженного человека в кампусе. Некоторые СМИ уже поспешили их обвинить. Но мне кажется, окончательные суждения можно будет выносить только после восстановлении полной картины. К тому же надо понимать, что вуз и школа - не крепость. Они никогда не будут готовы к тому, чтобы полностью исключить подобные инциденты.


При этом минимизировать число жертв таких преступлений вполне возможно, считает эксперт РС:
- Следует подумать о концепции всеобщего оповещения об опасности. Почему убийца, прежде чем начать вторую атаку, два часа гулял по университетскому кампусу? Не потому ли, что в большинстве американских учебных заведений понятие о ЧП ограничивается пожарными тревогами? Администрация вузов должна подготовить колледжи и университеты к чрезвычайным ситуациям: не только пожарам, но и стрельбе, ураганам, торнадо.


23-летний убийца беспрепятственно купил в соседнем городе пистолет и патронов к нему на 50 магазинов. Сегодня громко слышны голоса о необходимости принять законы, которые бы ограничивали доступ к оружию. Ричард Фридман полагают, что эти выступления не изменят сложившуюся ситуацию:


- Несомненно, Соединенные Штаты нашпигованы огнестрельным оружием, находящимся в личном пользовании граждан. Его очень легко приобрести. В штате Вирджиния, на территории которого разыгралась трагедия, действует одно из самых либеральных в стране законодательств о владении оружием. С другой стороны, защитники права на владение и сравнительно свободную торговлю оружием и среди них влиятельные лоббисты из Национальной стрелковой ассоциации отвечает на такие призывы привычной фразой: "Людей убивают такие же люди, а не само оружие".


- Интересно, что сейчас, когда разворачивается выборная кампания, вероятные кандидаты в президенты ни словом не упоминают проблемы с личным огнестрельным оружием. Дело еще и в том, что многие американцы считают владение оружием одним из основных своих прав, многие хранят дома оружие, в том числе для самозащиты. То есть это сложный вопрос для политиков, и я очень сомневаюсь, что бойня в Блэксбурге заставит президентскую кампанию сфокусироваться на контроле за огнестрельным оружием. Думаю, эта тема будет скоро забыта, и трагедия в студенческом кампусе не станет аргументом для изменения законодательства о владении оружием.


Вопреки этому мнению многие американские политологи все же ожидают, что законодатели попытаются ужесточить законы, регулирующие продажу оружия. Но это наверняка окажется трудным делом. Корреспондент РС побывал в нью-йоркской глубинке. В городке Коринф в пятистах километрах от деловой столицы Америки в каждом доме по традиции держат оружие.


На севере штата Нью-Йорк предпочитают укороченный карабин. Он удобнее в лесистой местности. Каждый второй в Коринфе охотник. «У меня ружье 12 калибра. Я с мужем хожу на оленей. А у моего отца 15 стволов разных марок», - откровенничает встреченная мною туземка Роуз. А как на счет пистолетов? Горожане хотели бы их полностью запретить. В деревне таких сугубых строгостей не одобряют. «Револьвер очень удобен людям вроде меня, которым трудно таскать по лесу карабин. Есть отличные пистолеты для охоты 454 калибра и 50-го», - свидетельствует Скип. При этом оборот чисто боевого оружия, полагает Энн, стоило бы ограничить: «Это оружие создано для военных целей. В крайнем случае, его можно разрешить для полицейских».


Мой знакомый ходит на протезе, что не помешало ему стать охотником. Но перевалило за 60, винтовка стала тяжеловата, и он перешел на пистолет. Чтобы купить оружие для охоты, требуется заполнить анкету в магазине. Продавцы тут же проверяют твои данные по компьютеру, ты платишь деньги и забираешь покупку. При приобретении другого оружия процедура усложнена. Как, например, приобрести револьвер? Владелец оружейного магазинчика в городе Саратога-Спрингс Майк Мини поясняет: «Сначала надо подать заявление в полицию. Там вас проверят, научат обращаться с револьвером и выдадут разрешение. Потом приходите ко мне. Сколько стоят дешевые револьверы? Около 200 долларов».


Но зачем револьвер, если ты не ходишь на охоту? Зачем вообще дома оружие? Коринфянка Роуз не видит здесь ничего сложного: « Моя сестра с мужем держат бакалейную лавку. Вечером приносят выручку домой, утром кладут в банк. Как-то в дом ворвались грабители. Забрали деньги, напугали детей. И сестра с мужем поняли, что надо иметь дома оружие. Так что все эти все эти речи о запрете оружия ни к чему. Человек должен иметь право защитить себя и свою собственность».


Священнику Питеру Бейли этот тезис кажется несостоятельным: «Я никогда не смог бы применить оружие для самозащиты. Помните, лет 50 назад в Эквадоре убили американских миссионеров. Американцы были вооружены, но не сделали ни одного выстрела. Они просто не смогли поднять оружие на человека. Больше таких людей я не встречал».


XS
SM
MD
LG