Ссылки для упрощенного доступа

В Петербурге разгорается еще один конфликт, связанный с переездом в город Конституционного суда


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.



Андрей Шароградский : В Петербурге разгорается еще один конфликт, связанный с переездом в город Конституционного суда. Жители одного из домов на Крестовском острове протестуют против намерения властей расселить дом и построить на его месте прачечный комплекс для обслуживания судей. Предлагаемые компенсации не позволяют купить квартиры в таком элитном районе, каким является в Петербурге Крестовский остров. Это фактически означает ухудшение жилищных условий для выселяемых людей.



Татьяна Вольтская: Эта история характерна для сегодняшнего Петербурга: если место, где стоит дом, понравилось городским властям, жильцов стараются согнать с места любыми способами. Так было и в случае дома на Эсперова, 7, который сначала объявили аварийным и хотели расселить "в связи с угрозой обрушения". Но трое собственников квартир доказали в суде, что аварийность их жилья - фикция. Городское правительство вроде бы согласилось с этим, но подало кассационную жалобу, которая была удовлетворена, но решение суда второй инстанции выглядит по меньшей мере странным. Говорит адвокат Евгений Баклагин.



Евгений Баклагин: На мой взгляд, городской суд допустил целый ряд существенных процедурных нарушений, которые заставляют нас предполагать, что это решение было вынесено, в общем-то, по заказу и под сильным давлением. При этом от суда требовали срочности. Вопрос расселения и вопрос об аварийности для данного дома... то есть аварийность дома, дом будет расселяться только в отношении нанимателей. По мнению городского суда, собственников это никак не касается, и права собственником никак не нарушаются. То есть суд посчитал, что дом аварийным, и на этом основании постановлением правительства принято решение расселять нанимателей, а про собственников суд решил, что права собственников не затронуты, поэтому собственники не имеют права судиться, и это дело рассмотрению в суде не подлежит. Мне кажется, любому здравомыслящему человеку ясно, что если установлена угроза обрушения, расселяются наниматели, то этот вопрос затрагивает и собственников. И практика показывает, что сейчас со стороны администрации осуществляется административный нажим на собственников. В паспортной службе указано уже в форме номер 9, что дом аварийный, подлежит сносу, собственники получают все время какие-то письма от администрации, им угрожают и так далее.


Такое впечатление, что никакого закона у нас в стране нет. Более того, строительство уже началось. Строят у нас Дворец правосудия, там будут жить у нас высшие судьи, судьи Конституционного суда. То есть я так понимаю, что здесь подход государства должен быть особо щепетильным, все требования закона должны быть соблюдены. Управделами президента грубо нарушает градостроительное законодательство, поскольку строительство ведется без разрешения на строительство.



Татьяна Вольтская: Речь идет не только о доме, но и территории вокруг, - говорит председатель ТСЖ дома на Эсперова, 7 Александр Гомон.



Александр Гомон: Началось все это с письма заместителя управделами президента к губернатору, где он просил предоставить земельный участок для государственных нужд в ведение учреждения "Дворец конгрессов". Какие такие государственные нужды у Дворца конгрессов в Стрельне, на Крестовском острове, сложно предположить. Вероятно, там кто-то в жилье нуждается. Тем не менее, губернатор издала это распоряжение, участок стал активно зачищаться. И тут случилось, на мой взгляд, то, чего никто не ждал: господин Кожин заявил, что у государства нет средств на реставрацию зданий Сената и Синода. Губернатор поехала в Москву и решила, что все-таки некие федеральные полномочия нашему городу будут переданы. После этого решили, что раз уж переводить сюда Конституционный суд, то, конечно, двух гектаров для этого будет мало.



Татьяна Вольтская: Сегодня, по официальным данным, все наниматели квартир в доме на Эсперова, 7 расселены, остались только собственники, которых чиновники хотят заставить продать жилье на условиях, удобных городу, - по 3,5 тысячи долларов за квадратный метр, либо обменять на квартиры в спальных районах. Собственники настаивают на том, что новое жилье должно


находиться на территории Крестовского острова и предлагают выкупить его по цене в 15 тысяч долларов за квадратный метр - то есть по рыночной стоимости, которая сегодня, по оценкам риэлтеров, существует для квартир в этом районе. Но городские власти не собираются выкупать жилье по этой цене.



Евгений Баклагин: Я считаю, что этот дом характеризует тот порядок, который у нас существует со строительством вообще. Я могу позицию правительства Санкт-Петербурга при решении подобного рода вопросов характеризовать как правовой нигилизм. То есть у нас существует градостроительное законодательство, гражданский кодекс, жилищный кодекс, Конституция наконец, которые гарантируют жилищные права граждан, право собственности. На примере дома номер 7 видно, что никто из жителей нашего города, в общем-то, не защищен от административного произвола. Подобного рода примеров, когда совершенно необоснованно принимаются решения о сносе жилых домов, таких решений в Санкт-Петербурге уже накопилось достаточно много.



Татьяна Вольтская: На этой неделе состоялись предварительные слушания по иску городской администрации к собственникам квартир не расселенного дома. Следующая встреча в суде назначена на 11 мая.


XS
SM
MD
LG