Ссылки для упрощенного доступа

Акция правозащитников "Экскурсия по местам боевой славы ОМОНа"


Программу ведет Виктор Нехезин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.



Виктор Нехезин: Вчера в центре Москвы были задержаны несколько правозащитников, в их числе – руководитель движения «За права человека» Лев Пономарев. Правозащитники проводили акцию в поддержку пострадавших при разгоне «Марша несогласных» 14 апреля. Мероприятие носило название «Экскурсия по местам боевой славы ОМОНа». Причем правозащитники подчеркивали, что не собираются высказывать никаких политических взглядов.



Мумин Шакиров: К 12 часам дня в воскресенье Трубная площадь была полностью взята под контроль милиции и ОМОНа. Военные с дубинками и в форме стояли как на тротуарах, прилегающих к Рождественскому и Петровскому бульварам, так и на пятачке напротив театра «Школа современной пьесы». Несколько автобусов и грузовых машин с сотрудниками правоохранительных органов были припаркованы здесь же, на пятачке у начала Цветного бульвара. Лидер движения «За права человека» Лев Пономарев появился на Трубной площади ровно в полдень вместе с женой и тремя соратниками. Правозащитники шли молча, без транспарантов и лозунгов. В этот же момент к ним подбежали сотрудники милиции, быстро подогнали автобус и буквально затолкали их в машину. Эту сцену наблюдали редкие прохожие и несколько журналистов. Так, не начавшись, завершилось шествие под названием «Экскурсия по местам боевой славы ОМОНа».


Позже Лев Пономарев, будучи уже в Красносельском отделении милиции города Москвы рассказал о том, какие он намерен предпринять шаги.



Лев Пономарев: Мы написали заявление о совершении преступления группой лиц, неустановленной группой лиц в омоновском форме. Соответственно, требуем выяснить, кто это такие, и привлечь их к ответственности по статье 127-ой «Лишение свободы». Они сами пишут тоже какой-то протокол, где объясняют, на каком основании нас задержали. Я встречался с начальником милиции, он отводит глаза, ему неудобно. Он говорит: «Ну, Лев Александрович, мы постараемся вас быстрее отпустить, но вот я должен сейчас получить документы от ОМОНа, а они долго чего-то сочиняют там, пишут, пишут, пишут…» Все эти действия сопровождает парень такой в штатском, он из ФСБ.



Мумин Шакиров: Сколько ваших сторонников должно было прийти на Трубную площадь?



Лев Пономарев: А мы ее знаем. Я думаю, что там настолько все было перекрыто милицией, что просто каждый человек, нормальный человек, подходя к этому месту, так смотрел издалека, а потом уходил.



Мумин Шакиров: Ранее Лев Пономарев рассказал, что цель мероприятия - провести коллективную прогулку по Рождественскому бульвару, при этом не выражать публично свое политическое мнение, не использовать мегафон или другую звуковую аппаратуру. Задержание известного правозащитника Льва Пономарева в центре Москвы произошло на глаза у исполнительного директора Объединенного гражданского фронта Дениса Билунова и главного редактора сайта «Правда Беслана» Марины Литвинович. Она пришла на Трубную площадь вместе со своим малолетним сыном.



Марина Литвинович: Мы живем в этом городе, я живу здесь рядом и имею право гулять, где я хочу. Тем более что на Рождественском бульваре как раз меня сильно помял ОМОН, и я могу показать сыну, где это все произошло. Наши коллеги здесь должны собираться, но, возможно, их уже забрали.



Мумин Шакиров: Десяток журналистов около получаса продолжали стоять на Трубной площади в ожидании дальнейших событий. Милиция стала проверять документы у корреспондентов.



Сотрудник милиции: А может быть, вы тут без регистрации, знаете.



Корреспондент: Если есть об этом данные, то…



Сотрудник милиции: А чтобы это узнать, я должен посмотреть ваш паспорт, а именно – регистрацию.



Корреспондент: Это значит, что я виновата. Презумпция невиновности – не забывайте об этом.



Сотрудник милиции: Знаю. Я же вас не сужу, не задерживаю, я просто хочу проверить.



Корреспондент: У вас есть данные о том, что я нахожусь на территории Москвы без регистрации?



Сотрудник милиции: Да, подозрение у меня такое.



Корреспондент: Так докажите. Ваши подозрения – это ваше личное дело.



Сотрудник милиции: Прежде чем брать интервью, вы должны заплатить деньги, наверное. Вы интервью берете у меня сейчас?



Мумин Шакиров: За интервью не платятся деньги в России.



Сотрудник милиции: А я вам не даю тогда. Тогда отодвиньтесь от меня.



Мумин Шакиров: И все же несколько правозащитников пришли поддержать Льва Пономарева, среди них член движения «За права человека» Евгений Ихлов.



Евгений Ихлов: Я должен был быть экскурсоводом, как очевидец событий 14-го числа на Рождественском бульваре. А бульвар оказался закрыт ОМОНом. Никого не пускают, всех гоняют. Конечно, по нему еще фланировали трое добрых молодцев в штатском. А потом журналистов прогнали даже из навесного перехода на Цветном бульваре.



Мумин Шакиров: В шествии по Рождественскому бульвару намеревался принять участие и 82-летний пенсионер Сергей Марыкин.



Сергей Марыкин: Я по радио слышал, что будет марш по тем местам. Я категорически против этой власти, которая столько плохого наделала. Такая же мерзость – это ОМОН во главе с Нургалиевым.



Мумин Шакиров: Лидера движения «За права человека» и его соратников милиция отпустила спустя два часа после задержания на Трубной площади.



Лев Пономарев: В объяснительных, которые написали омоновцы, было, что якобы я во главе группы лиц возглавил незаконное шествие по Цветному бульвару, что мы шли, выкрикивая какие-то лозунги, и при этом кричали: «Позор ОМОНу!» Это как бы нелепо даже предположить, что мы заранее, не дойдя до Рождественского бульвара, уже проводили какую-то акцию, кричали или несли какие-то лозунги.



Мумин Шакиров: Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева считает задержание группы правозащитников во главе с Львом Пономаревым в центре Москвы грубейшим нарушением прав человека. По ее мнению, люди шли по городу без транспарантов и лозунгов, то есть совершали прогулку, и не нарушали законов.


XS
SM
MD
LG