Ссылки для упрощенного доступа

Особенности нынешнего российского экономического форума в Лондоне


Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Михаил Соколов, Михаил Саленков.



Александр Гостев: В Лондоне в течение двух дней предприниматели, инвесторы и политики будут обсуждать экономическую ситуацию в России и возможности для инвестиций. В последний момент от участия в форуме отказались высокопоставленные российские чиновники. Как утверждают и российские, и западные СМИ, по указанию из Кремля.


Сейчас с нами на связи из Лондона политический обозреватель Радио Свобода Михаил Соколов. Михаил, добрый день. Пожалуйста, вам слово.



Михаил Соколов: Добрый день. Действительно чиновников, руководителей российских государственных компаний на лондонском форуме не увидели. Единственный, кто выступил на первой сессии, это был премьер Татарстана Рустам Минниханов, видимо, он получил разрешение появиться в Лондоне в связи с тем, что в Казани в мае пройдет выездное собрание Европейского Банка Реконструкции и Развития, и необходимо было пригласить инвесторов. Выступления на сессии носили, мягко говоря, комплиментарный характер. Представители крупных компаний лишь предположили, что бойкот Москвой форума связан с делом Березовского, ухудшением отношений из-за этого России и Великобритании, а также предстоящим посланием Путина к Федеральному собранию.


Выступление, например, финансиста Роджера Маннингса было таким. Он заявил, что Россия добилась большего, чем любая развивающаяся страна, инфляция 9 процентов, хорошая монетарная политика, долг всего 5 процентов ВВП, 108 миллиардов в стабилизационном фонде, рост уровня жизни. Крис Бакстер из банка "Ренессан-Капитал" пообещал, что Москва станет мировым финансовым центром. А глава Европейского Банка Реконструкции и Развития Жан Лемьер говорил о том, что политика Путина в сфере нефти и газа неплоха, государство хочет иметь под контролем эти ресурсы сырьевые для блага народа.


Председатель правления "Барклайс Банка" Ханс-Йорк Рудлофф рассуждал о необходимости для России твердой руки. Он сказал, что все увидели теперь другую Россию, уверенную, гордую, не ту, которую рисует пресса.


Единственно заметной фигурой на форуме из России оказался основатель Национальной резервной корпорации, депутат Думы Александр Лебедев. Он начал спорить с теорией, что если экономические показатели России хороши, то все замечательно, пенял правительству Фрадкова на то, что оно не снижает не налоги и не увеличивает расходы, например, на пенсии. Лебедев сбалансировал критику правительства Фрадкова тезисом, что если к власти придут Каспаров и Касьянов, то он эмигрирует, и заявил, что дискуссия о третьем сроке Владимира Путина очень полезна, поскольку не дает президенту превратиться в "хромую утку". По его словам, было бы полезно, чтобы Владимир Путин занял один из высших государственных постов в России после 2008 года, то есть стал, к примеру, председателем правительства.



Александр Гостев: Михаил, большое спасибо. В продолжение темы. Мой коллега Михаил Саленков побеседовал об особенностях нынешнего форума в Лондоне с известным московским экономистом Евгением Гонтмахером.



Михаил Саленков: Отсутствие на российском экономическом форуме в Лондоне российских чиновников и многих представителей крупного бизнеса связано лишь с желанием властей повысить статус подобного же форума в Петербурге, делом Березовского и похолоданием в российско-британских отношениях или есть еще какая-то причина?



Евгений Гонтмахер: На мой взгляд, это похолодание российско-британских отношений, связанных с делом Литвиненко, делом Березовского и целым рядом подобных вопросов. Это в первую очередь. Мне очень нравится теперь в нашей новой политической обстановке, когда наши ньюсмейкеры из бизнеса и даже чиновники выезжают за пределы страны и там в свободной обстановке могут обсуждать проблемы России. Лучше, чтобы они их обсуждали здесь, под присмотром и чтобы не было никаких неожиданностей, особенно в плане того, что у нас послание президента 25-го числа. Я думаю, что это тоже имеет значение.



Михаил Саленков: Каков, скажем так, коэффициент полезного действия этого двухдневного форума? Какова практическая польза?



Евгений Гонтмахер: Обычно такие форумы полезны, скорее, неформальными встречами между российскими и иностранными бизнесменами, политическими деятелями. И вот эти неформальные контакты имеют главное значение. А так как в этом году представительство со стороны России крайне маленькое, одностороннее, то я думаю, что и в России, соответственно, не будет никакого эффекта, и иностранным инвесторам тоже особо не с кем разговаривать.



Михаил Саленков: 10 лет назад прошел первый российский бизнес-форум, в этом году он юбилейный, и это особо подчеркивается. В связи с этим одна из его сессий будет посвящена такой теме, как итоги развития России за последнее десятилетие. На ваш взгляд, эти последние 10 лет, что они дали российской экономике и бизнесу?



Евгений Гонтмахер: Итоги, конечно, противоречивы. Потому что, если мы возьмем 10 лет, это 1997 год, с одной стороны, после дефолта 1998 года все-таки мы наблюдаем до сих пор экономический рост, довольно приличный экономический рост, тут надо быть объективным. С другой стороны, начиная где-то с 2003 года, у нас, конечно, резко в худшую сторону стали условия для ведения бизнеса. Малый бизнес у нас всегда был, к сожалению, в загоне, с 2003 года, после дела ЮКОСа, у нас аналогичная ситуация и с крупным бизнесом. У нас произошло резкое огосударствление, особенно крупного, наиболее прибыльного бизнеса. Эта тенденция, конечно, негативная. Я думаю, что существовать вместе эти две тенденции положительные, я имею в виду экономический рост и вот это негативное, когда качество этого роста, я бы сказал, очень низкое, существовать эти две тенденции долго не могут. То есть нам предстоит, видимо, в следующем политическом цикле какой-то сделать все-таки выбор. Либо мы обеспечиваем дальнейший экономический рост на качественной основе, то есть действительно государство ограничит свое влияние в экономике, мне кажется, это абсолютно для всех разумных экономистов, специалистов очевидно. Либо мы продолжаем огосударствлять экономику, управлять всей жизнью вообще нашей страны и тогда неизбежно в ближайшие годы темпы роста упадут у нас до абсолютно неудовлетворительных пределов, и страна вообще будет находиться в состоянии системного какого-то кризиса, катастрофы даже, если угодно.



Михаил Саленков: Подобные форумы помогают прийти к какому-то выводу?



Евгений Гонтмахер: Думаю, что маловероятно. Потому что на таких форумах в основном решаются вопросы бизнеса, когда наши бизнесмены, иностранные бизнесмены обсуждают какие-то свои вопросы. Единственное было исключение политическое, если вы помните, давосский форум перед выборами 1996 года в России, когда наш бизнес все-таки принял решение поддерживать Бориса Николаевича. Но это скорее исключение. Я думаю, что политические судьбы России все-таки решаются здесь, в России, и не публично, а я бы сказал, в такой кулуарной атмосфере, к сожалению. Хотя, вообще-то, нам, если мы хотели бы претендовать на роль цивилизованной страны, вот эти все выборы, я имею в виду развилки, которые перед нами сейчас стоят, они должны были бы решаться, конечно, публично, с участием всех политических сил, в том числе и тех, которые не представлены в Думе, и общественных организаций, и экспертного сообщества. Сейчас это не происходит.


XS
SM
MD
LG