Ссылки для упрощенного доступа

В Москве прошли переговоры министров обороны России и США


Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода в Любовь Чижова, Аллан Давыдов, Юрий Багров.



Александр Гостев: Сегодня в Москве прошли переговоры министров обороны России и США Анатолия Сердюкова и Роберта Гейтса. Во время встречи глава российского военного ведомства назвал планы США разместить в Чехии и Польше базы противоракетной обороны «дестабилизирующим фактором».



Любовь Чижова: Первые результаты официальной встречи глав военных ведомств России и США стали известны во второй половине дня в понедельник. Как и ожидалось, новый министр обороны России Анатолий Сердюков поддержал политику своего предшественника Сергея Иванова и продолжил критиковать планы по расширению американской системы противоракетной обороны в Европе.



Анатолий Сердюков: Эти планы не могут не вызывать у нас определенной озабоченности, поскольку при боевом применении таких ракет траектории их полета будут проходить в непосредственной близости от российских границ.



Любовь Чижова: Ранее глобальную систему противоракетной обороны США критиковала канцлер Германии Ангела Меркель. Она говорила, что Германия не будет участвовать в формировании американской системы ПРО, и призывала к этому другие европейские страны. "Мы все вместе должны найти пути, которые обеспечат нам безопасность", - говорила госпожа Меркель. По мнению главы МИД Германии Франка Вальтера Штайнмайера, "американские планы создания ракетного щита не должны ставить под удар европейскую архитектуру разоружения, над которой мы работали десятилетиями и которые являются примером для других конфликтных регионов".


В США так же нет единого мнения насчет целесообразности строительства глобальной системы ПРО в Европе. По мнению военного аналитика Уильяма Ритера, таким образом американская администрация пытается изолировать Россию и провоцирует новую гонку вооружений.


О том, что ожидают от встречи глав военных ведомств в США, рассказывает корреспондент Радио Свобода Аллан Давыдов.



Аллан Давыдов: Предыстория визита Роберта Гейтса в Москву восходит к февралю этого года, когда на европейской конференции по проблемам безопасности в Мюнхене президент России Владимир Путин выступил с неожиданно резкой критикой того, что он назвал стремлением США к доминированию в международных делах. Глава Пентагона, взявший слово после Путина, посетовал, что в речи российского президента, который, как и он, прежде работал в разведке, ясно слышны отголоски «холодной войны».



Билл Гейтс: Реальный мир, в котором мы живем, стал другим и намного более сложным, чем 20 или 30 лет назад. Все мы сталкиваемся с множеством общих проблем, которые надо решать в партнерстве с другими странами, включая Россию. По этой причине я принял приглашение президента Путина и министра обороны Иванова посетить Россию. Одной «холодной войны» нам более чем достаточно.



Аллан Давыдов: Вашингтон планирует разместить в двух восточно-европейских странах - членах НАТО - дополнительные элементы системы противоракетной обороны США и Европы. В Чехии предполагается установить радарную систему, а в Польше наземные пусковые установки ракет-перехватчиков. Эти меры рассматриваются как часть щита против возможных ракетных пусков со стороны стран-изгоев, прежде всего, имеются в виду Северная Корея и Иран, которые проводят испытание своих баллистических ракет. Россия утверждает, что близость указанных объектов к ее границам будет угрожать ее безопасности, и намекает на возможные ответные меры со своей стороны.


Многие американские наблюдатели в этой связи полагают, что возражения России против размещения антиракетных объектов в Чехии и Польше вызваны скорее ощущением утерянного престижа великой страны и обидой на принятие Соединенными Штатами этого решения якобы без консультаций с российской стороной. Между тем, как заявил в прошлый вторник директор Американского агентства противоракетной обороны генерал-лейтенант Генри Оберинг, американская сторона будет готова показать российским представителям строящийся объект, дабы убедить их в сугубо оборонном характере этой программы.


Если поначалу американская инициатива о размещении элементов ПРО в Польше и Чехии вызывала у представителей российского руководства резкое неприятие, то сегодня смысл большинства высказываний состоит в том, что России от этой инициативы ни жарко, ни холодно. Так, глава российских ВВС генерал армии Владимир Михайлов выразил убеждение, что американские антиракеты в Польше не будут угрожать России, являясь единицами стационарного базирования.


Стоимость строительства европейской части системы ПРО в течение ближайших пяти лет оценивается в 1 миллиард 600 миллионов долларов.



Любовь Чижова: Повлияет ли встреча российского и американского министров обороны на дальнейшие отношения между двумя странами? Об этом мой коллега Юрий Багров спросил у российского военного эксперта Александра Гольца.



Александр Гольц: В Последнее время обозначились, мягко говоря, недопонимания. Россия максимально жестко отреагировала на решение США развернуть третий позиционный район противоракетной обороны в Европе и рассматривает это как нарушение обязательств, которые давали США, как один из членов НАТО, при расширении НАТО, о том, что не будет новых военных объектов не территории стран «новой волны». Россия утверждает, что в перспективе система противоракетной обороны может означать опасность для России. С другой стороны, Роберт Гейтс, одно из его выступлений в Конгрессе вызвало опять-таки резкую реакцию в Москве, когда он сказал, говоря об обеспечении обороны и безопасности Америки, что надо готовиться к разным видам боевых действий, так как, помимо очевидной угрозы, исходящей от международного терроризма, стран-изгоев, будущее развитие России и Китая туманно. У нас это восприняли как то, что Россию зачислили в список врагов.



Юрий Багров: И все-таки за последнее время накопилось слишком много противоречий в сфере военного сотрудничества между США и Россией. Как вы предполагаете, эти переговоры могут быть успешными, они способны разрешить то напряжение, которое сейчас между странами?



Александр Гольц: В обеих столицах отлично понимают, что ни США не представляют собой военной угрозы для России, ни Россия не представляет военной угрозы для США. А коли так, то военная сфера вдруг превратилась в область для политики или политиканства, если хотите. Россия своими резкими заявлениями пытается утвердиться как великая держава, равная Соединенным Штатам Америки. Далеко неслучайно, что сферой конфликта стала область стратегических вооружений - область, в которой Россия до сих пор равна США или близка по силам США.


XS
SM
MD
LG