Олег Сысуев, в 1997-1998 годах - вице-премьер правительства РФ 1998-1999 годах - первый заместитель руководителя администрации президента РФ, вспоминает Ельцина как человека, который брал на себя ответственность за судьбу страны:
- Вы работали в правительстве и в администрации Бориса Ельцина. Что для вас было самым запоминающимся в это время?
- Масштаб, который трудно было объять, способность круто менять ситуацию, что тоже было иногда трудно оценить, способность привлекать абсолютно разных, но точно ярких людей, возможность с ними работать. Его всегдашнее желание находиться в борьбе, если не сказать - в драке, и он от этого получал истинное наслаждение, и видимо, не мог вне борьбы жить.
- Сейчас вспоминается какая-то ситуация, когда Борис Николаевич, сделал что-то совершенно невероятное, и все это вошло в память надолго?
- То, что он принял решение позвать в правительство Чубайса, Немцова, прочих кохов, - вот мне кажется, это весь Ельцин, который способен на подобные шаги. Он призвал правительство, которое абсолютно не соответствовало духу и ментальности ни страны, ни парламента, ни существующей тогда элиты.
А вообще он был выдающимся человеком, масштабной и неординарной личностью. Это сильно его отличает от многих.
- Если он, как говорят, привел Россию к свободе, почему Россия от свободы сейчас отворачивается? Не связано ли это с тем, каким был Ельцин – тоже противоречивым?
- Если бы он не был таким противоречивым, таким резким, непредсказуемым, думаю, что Россия еще бы долго не смогла называть себя страной... я не хочу сказать, что свободной, но находящейся на пути к свободе. Я абсолютно в этом убежден, что только именно такой человек, который берет на себя ответственность, который готов ломать железные занавесы, бетонные стены, мог это сделать. Безусловно, он отвечает и за то, что сейчас происходит со страной. И, безусловно, именно это противоречие привело его к выводу, который он сделал, когда сам подал в отставку, и фактически состоялось назначение. В его деятельности гораздо больше долгосрочных плюсов для России, нежели чем очень незначительных, сиюминутных минусов.
- Для многих Ельцин, даже не у власти, оставался в каком-то смысле гарантом того, что Россия останется, ну, хотя бы формально, демократической страной. Сейчас нет такого ощущения потери именно в этом смысле?
- Мне кажется, что есть. Он понимал очень хорошо (не знаю, на чем это понимание было основано: вроде как воспитание его, образование, вся история его деятельности не говорила за это), что нашей стране нужна демократия, что нашей стране нужна свобода. Он понимал, что демократия – это свобода слова. Он понимал, что демократия – это развитие гражданского общества, настоящее развитие гражданского общества. И на самом деле я просто чувствую сейчас... может быть, это эмоционально – вот в течение часа пришло это печальное известие, – что есть риск снятия каких бы то ни было ограничений с нынешней власти, нынешней элиты, которые, в общем, в большом количестве готовы топтать все то, что было сделано при Ельцине.