Ссылки для упрощенного доступа

В послании Федеральному собранию Путин рассказал о внутренних и внешних врагах России


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Данила Гальперович.



Кирилл Кобрин: Главная политическая тема сегодняшнего дня - послание Владимира Путина Федеральному собранию. Напомню, это последнее послание Путина, президента России. В Кремле на этом официальном мероприятии побывал наш корреспондент Данила Гальперович. Сейчас он вернулся в московское бюро, и я передаю ему микрофон.



Данила Гальперович: Действительно, придя сегодня в Кремль, мы еще не знали, что это будет последнее послание Владимира Путина. Это он сам сказал во время своего послания. Но, так или иначе, очевидно было, что событие в чем-то историческое, во всяком случае, совершенно исторически вежлива была сегодня служба безопасности Кремля. Старший офицер охраны встретил меня словами: "Здравствуйте, мы рады вас видеть!" Никогда такого не слышал. От Путина сегодня многие услышали тоже многое из того, что никогда раньше не слышали, например, огромный пассаж про то, что активизируются в России те, кто хочет дестабилизации обстановки.



Владимир Путин: Прямо скажу, не всем нравится стабильное, поступательное развитие нашей страны. Есть и те, кто, ловко используя псевдодемократическую фразеологию, хотел бы вернуть недавнее прошлое. Одни - для того, чтобы, как раньше, безнаказанно разворовывать общенациональные богатства, грабить людей и государство, другие - чтобы лишить нашу страну экономической и политической самостоятельности. Растет и поток денег из-за рубежа, используемых для прямого вмешательства в наши внутренние дела. Если посмотреть, что происходило в давние, прежние времена, то увидим, что еще даже в эпоху колониализма говорили о так называемой "цивилизаторской" роли государств-колонизаторов. Сегодня на вооружение берутся демократизаторские лозунги. Но цель одна - получение односторонних преимуществ и собственной выгоды, обеспечение собственных интересов. Кое-кто не гнушается и самыми грязными технологиями, пытаясь разжечь в нашей многонациональной демократической стране межнациональную и межконфессиональную рознь. В связи с этим обращаюсь к вам и прошу ускорить принятие поправок в законодательство, ужесточающих ответственность за экстремистские действия.



Данила Гальперович: При этом надо сказать, что во всем послании Владимира Путина не было слов "права человека". Зато экстремизм достаточно часто упоминался. Надо сказать, что очень большая часть послания была посвящена экономике. В числе достаточно экзотических предложений было предложение направить на целевую программу по расселению ветхого жилья деньги, которые государство отнимает у ЮКОСа за долги этой компании или за те долги, которые государство насчитало.


Тема внутренних врагов продолжилась темой врагов внешних. Во всяком случае, впервые в России было заявлено о том, что она может как-то радикально поступить с одним из довольно больших международных стратегических договоров.



Владимир Путин: Это дает нам полное основание утверждать, что наши партнеры в данном случае ведут себя, как минимум, некорректно, добиваясь односторонних преимуществ, не ратифицируя под надуманными предлогами ДОВСЕ, они используют сложившуюся ситуацию для наращивания возле наших границ системы военных баз. Более того - они еще планируют разместить элементы противоракетной обороны в Чехии и Польше. А такие новые страны НАТО, как Словакия и государства Прибалтики, например, несмотря на предварительные договоренности с альянсом, вообще не присоединились к ДОВСЕ. Что создает для нас реальные опасности с непредсказуемыми сюрпризами. В этой связи считаю целесообразным объявить мораторий на исполнение Россией этого договора. Во всяком случае, до тех пор, пока все страны НАТО без исключения не ратифицируют его и (так, как это сегодня, фактически в одностороннем порядке, делает Россия) не начнут его строго исполнять. Пора, наконец, и нашим партнерам не на словах, а на деле внести свой вклад в сокращение вооружений. Они ведь только увеличивают их. Но пора, наконец, внести свой вклад в сокращение вооружений. Хотя бы - в Европе. Предлагаю обсудить эту проблему в Совете Россия-НАТО. И, в случае отсутствия прогресса в переговорах, рассмотреть возможность прекращения наших обязательств по ДОВСЕ. (Аплодисменты). Следующая фраза была: "Прошу Федеральное собрание поддержать это предложение". Я так понял, что вы поддерживаете.



Данила Гальперович: Надо сказать, что ДОВСЕ - это Договор об обычных вооружениях в Европе, и он подписан был еще в 1990 году Советским Союзом и Варшавским блоком. Россия давно жалуется на то, что он даже не ратифицирован в западных парламентах. К России, в свою очередь, есть претензии по этому поводу, что она не выводит свои войска из Молдавии и Грузии. Так или иначе, первый раз было заявлено о том, что Россия может не выполнять международный договор, касающийся вооружений. В конце послания был довольно серьезный пассаж, к которому все отнеслись, как к некому обещанию.



Владимир Путин: В заключении, уважаемые коллеги, позволю себе небольшое, почти лирическое отступление от чисто делового формата сегодняшнего послания. Весной следующего, 2008 года, истекает срок моих президентских полномочий. И следующее послание Федеральному собранию будет делать уже другой глава государства. В связи с этим, конечно, многие наши коллеги ожидали, что сегодняшнее послание будет посвящено главным образом подведению итогов работы - нашей общей с вами работы - с 2000-го года, будет посвящено оценкам этой работы, предполагали услышать философское оформление рекомендаций на будущее. Однако, думаю, нам с вами давать оценки собственной деятельности здесь неуместно, а мне выступать с политическими завещаниями - преждевременно.



Данила Гальперович: Совершенно очевидно, что два пассажа про экстремизм и такое возможное невыполнение Россией Договора о стратегических вооружениях в Европе требовало комментариев. Я обратился за комментарием по Договору об обычных вооружениях к председателю Комитета по международным делам Совета Федерации Михаилу Маргелову.



Михаил Маргелов: Никакое заявление подобного рода не является кирпичом, брошенным в окно партнерам. Это лишь продолжение диалога, продолжение дискуссии, которая с американцами у нас идет. На самом деле эта дискуссия лишь об одном-единственном, самом, может быть, серьезном моменте - мы будем строить новую архитектуру безопасности вместе или противореча друг другу. Мы считаем, что ее надо строить вместе.



Данила Гальперович: Очевидно, что слова Путина о том, что это его последнее послание (правда, некоторые в кулуарах Кремля шутили, что, может быть, посланий теперь больше не будет), это обещание и его будут напоминать Владимиру Путину в течение того времени, которое еще остается от его президентства. Кроме того, стоит добавить, что началось послание с минуты молчания по Борису Ельцину.


XS
SM
MD
LG