Ссылки для упрощенного доступа

Франция перед вторым туром президентских выборов


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Наталья Руткевич .



Андрей Шарый : Во Франции лидер ультраправого Национального фронта Жана-Мари ле Пен призвал своих сторонников не голосовать во втором туре президентских выборов, назначенных на 6 мая. Выступая на митинге в Париже, ле Пен заявил, что не может рекомендовать тем, кто его поддерживает, проголосовать ни за правого кандидата Николмя Саркози, ни за социалистку Сеголен Руаяль, которые вышли во второй тур. В первом туре выборов сам ле Пен занял четвертое место, набрав около 10,5 процентов голосов. Это значительно меньше, чем в прошлом президентском цикле. И теперь политологи гадают - почему Национальный фронт постигла такая неудача? Связана ли эта тенденция с массовым голосованием левой молодежи, или с голосами бывших иммигрантов, которые обычно довольно аполитичны, а может быть дело в том, что сам ле Пен плохо провел свою избирательную кампанию? Репортаж корреспондента Радио Свобода в Париже Натальи Руткевич.



Наталья Руткевич : «В первом, втором или третьем поколении мы все иммигранты» - такие лозунги часто можно услышать на антинационалистических манифестациях во Франции. По приблизительным данным, около 23 процентов французов, проживающих в метрополии, либо сами иммигранты, либо дети иммигрантов. Львиную их долю составляют выходцы из бывших французских колоний - стран Магриба и Западной Африки. За кого голосуют эти люди? Из соображений политкорректности и уважения к республиканским ценностям, французские институты по опросам общественного мнения, как правило, отказываются приводить статистику по этническим группам. Тем не менее, кое-какие цифры о политических настроениях некоренных французов все же имеются.


Результаты опроса среди иммигрантов впервые были опубликованы незадолго до выборов институтом Ифоп. Кроме того, неоднократно проводились исследования в так называемых неблагополучных пригородах, где проживают по большей части выходцы из Африки и их дети. Результат этих опросов предсказуем, они показали, что иммигранты преимущественно голосуют за социалистов. Так во втором туре 85 процентов опрошенных отдадут свои голоса Сеголен Руаяль. Это объясняется тем, что социалисты всегда стремились обеспечить иммигрантов пособиями и дать им возможность интегрироваться в общество. Была ли эта политика удачной - это уже другой вопрос. Но, как бы там ни было, лишаться государственной помощи жители неблагополучных районов не хотят. Кроме того, голосовать за правоцентристов, возглавляемых Саркози, многим из них помешали жесткий подход этого кандидата в отношении иммигрантов, намерение серьезно ограничить въезд во Францию и обещание сурово карать малолетних хулиганов, без скидки на их возраст. Так что, Николя Саркози в этих районах весьма мало популярен. Во втором туре за него хотели бы голосовать всего 15 процентов опрошенных иммигрантов из Африки.


Олицетворением зла остается для этих граждан националист Жан-Мари ле Пен. По всей Франции он набрал меньше 10,5 процентов, тогда как на выборах 2002 за него высказались почти 17 процентов избирателей. Вот как объяснил свое поражение сам ле Пен:



Жан-Мари ле Пен : Я думал, что французы недовольны тем что в стране 7 миллионов бедных и 14 миллионов плохо оплачиваемых трудящихся. Но очевидно я ошибся. Оказалось, что французы вполне удовлетворены, поскольку они снова выбрали кандидатов от правящих партий, которые и несут отвественность за сложившуюся ситуацию. Но эта эйфория быстро пройдет, уверяю вас.



Наталья Руткевич : Французские политологи в свою очередь связывают провал ле Пена с высокой явкой избирателей и голосованием тех слоев, которые раньше от участия в выборах воздерживались, то есть молодежи и иммигрантов. Кроме того, 79-летний ле Пен был самым старым участником этой кампании, и несомненно его почтенный возраст сыграл не в его пользу. Видимо, у лидера Национального фронта, несмотря на его показную бодрость, не было сил вести кампанию так же активно, как его пятидесятилетние конкуренты. Он мало общался с избирателями и провел всего 6 митингов.


Сегодня авторитет ле Пена явно подорван, полагают наблюдатели. Ослаблены и позиции его дочери Марин ле Пен, руководившей кампанией отца. Именно она настояла на том, чтобы изменить имидж партии, сильно его смягчив. Высказывания лидера Национального фронта стали более дипломатичными, он перестал требовать немедленного выхода Франции из Евросоюза, лишения женщин права на аборт и изгнания из страны многих приезжих. Подобной стратегией Марин наделялась привлечь симпатии умеренных правых. Однако ее расчеты не оправдались. Умеренные правые предпочли голосовать за Николя Саркози.


Более того, часть традиционного электората Жан-Мари ле Пена также пошла за лидером СНД. Потому что программа Николя Саркози оказалась куда жестче и правее, чем программа его предшественника. Сам ле Пен неоднократно обвинял Саркози, да и других кандидатов в копировании идей Национального фронта, будь то мысль о необходимости тормозить иммиграцию или жесткости к преступникам. А Марин ле Пен считает что, хотя Национальный фронт проиграл, идеи его живы:



Марин ле Пен : Сегодня, больше чем когда-либо раньше, силы, стоящие за Национальным ф ронтом, нужны Франции, т ак как мы отныне единственная мощная антисистемная оппозиция. Мы боролись против этой системы со всей смелостью, но французы предпочли призрак реформ настоящим реформам. Тем не менее, эта кампания стала победой идей Ж ан -М ари ле Пена, может быть, даже больше чем в 2002. Франсуа Байру занял 3-е место только потому, что представил себя как антиситсемного кандидата, а Николя Саркози вообще списал свою программу с нашей. Но, он никогда не сможет провести эти идеи в жизнь так как сделал бы ле Пен. Я думаю, что французы быстро это поймут.



Наталья Руткевич : Однако далеко не все склонны верить в то, что Национальный фронт ждет радужное будущее. Президентские выборы - это единственная возможность для данной партии доказать свою популярность, указывают эксперты. Ведь на парламентских выборах, проходящих по мажоритарной системе, Национальному фронту никогда не удавалось провести в национальное собрание ни единого депутата. Сможет ли партия ле Пена возродиться после этого поражения или ее ждет медленный упадок? Пока на этот вопрос никто с точностью не может ответить. Можно, однако, утверждать, что очень многие французы не станут жалеть об исчезновение Национального фронта с политической сцены.



XS
SM
MD
LG