Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Данила Гальперович.
Михаил Саленков: Совет Федерации в эти минуты заслушивает доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимира Лукина о ситуации в стране и работе уполномоченного за 2006 год.
В верхней палате российского парламента работает корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.
Данила, о чем успел рассказать Владимир Лукин сенаторам?
Данила Гальперович: Действительно, уже полчаса, как Владимир Лукин выступает перед членами Совета Федерации. Пожалуй, самое интересное, о чем говорил Владимир Лукин, - это о том, что участились случаи воспрепятствования праву людей на шествия, митинги и демонстрации. Это наблюдалось уже в 2006 году, хотя очевидно, что в 2007 году таких случаев было больше. Но доклад Лукина по 2006 году, и он говорит, что уже тогда нарушения этих прав были серьезными. Известно, что граждане обращаются с жалобами на такие нарушения, на воспрепятствование им собираться и проводить шествия достаточно часто, они приводят четкие факты жесткого обращения с ними. Владимир Лукин считает, что Генпрокуратура должна обязательно внимательно отнестись к этим обращениям, к этим жалобам, потому что есть все-таки статья уголовная за воспрепятствование в реализации права на шествия, митинги и демонстрации. Он надеется, что прокуроры будут уважать закон не выборочно, а в целом, и здесь нельзя руководствоваться политическими соображениями, а только законом, разрешая людям собираться на митинги и демонстрации.
Кроме того, Владимир Лукин сказал, что уровень соблюдения прав человека в стране определяется не количеством нарушений, а способностью государства и общества реагировать на эти нарушения. По его словам, в 2006 году около 30 тысяч жалоб было направлено в офис уполномоченного по правам человека в России.
Ну и еще одна серьезная проблема, о которой он сказал, это действие нового закона о неправительственных некоммерческих организациях. Он сказал, что пока опасения того, что этот закон будет использован для того, чтобы подавить НПО... никаких оснований не нашли, но бюрократия усилилась, и, соответственно, эффект от работы НПО снизился.