Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.
Александр Гостев : В России до сих пор не решена проблема уличных детей. По данным Международной организации труда, только в Петербурге их может быть от 10 до 16 тысяч. Около трети из них заражены гепатитом, с каждым годом среди них увеличивается число ВИЧ-инфицированных. Есть целый ряд программ помощи эти детям, но, несмотря на это, количество уличных детей практически не уменьшается. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.
Татьяна Вольтская : Профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних занимается в числе других организаций и Центр научно-практической социальной работы и студенческих инициатив при факультете социологии кафедры теории и практики социальной работы Петербургского государственного университета, которая готовит специалистов соответствующего профиля. Там есть и специальная учебная лаборатория, которая разрабатывает методические пособия. Работа началась с 1997 года, а с 2000 года Центр стал осуществлять программу Международной организации труда "Уличные дети". Говорит директор центра Елена Воронова:
Елена Воронова : Когда было проведено исследование, мы, как социологи, поняли, что эта проблема имеет большие корни. Соответственно, вся междисциплинарная команда стала работать над тем, как помочь людям, то есть представителям школьного образования, средних учебных заведений, МВД, органам исполнительной, законодательной власти, которые реализуют и помогают данной категории. Потом что та тенденция выбрасывания детей, она и привела к этому. Люди и не понимают проблему, и нравственно не готовы к выполнению своего профессионального долга.
Татьяна Вольтская : В этом же направлении работает и Петрозаводский университет. Говорит заведующая кафедрой социальной работы Петрозаводского государственного университета Ольга Звягина.
Ольга Звягина : Один из наших крупных проектов - это проект, который мы ведем с финским Фондом детей и молодежи. Он уже идет третий год. Фонд дает деньги на развитие семей группы риска и детей группы риска. Финны специально просили, чтобы занималась этим проектом не государственная структура, а именно университет. Мы с благодарностью приняли эту миссию. У нас вроде как все получилось. Потому что, по оценкам недавно приезжавшего председателя Центрального Союза защиты детей в Финляндии, который высоко оценил деятельность и по проекту, и по нашему посредничеству. Мы изыскиваем общественные организации, которые занимаются на территории не только Петрозаводска, но, вообще, Карелии, семьями группы риска.
Самое главное, у нас - мы работаем по факту. Вот ребенок бездомный, безнадзорный. Наша задача - поймать этот момент, когда он еще не попал на улицу. Для нас проблема огромная, в основном, для сельских районов. Потому что если в Петрозаводске еще можно какие-то найти учреждения, помощников, сопровождение, то в районах это практически невозможно. Именно благодаря этому посредничеству университета, который ищет такие организации, в том числе и в районах, а потом сообщает Фонду, Фонд дает на это деньги, и эта общественная организация начинает поддерживать семьи группы риска, дети не попадают ни в приюты, ни в детские дома, а остаются с родителями.
Татьяна Вольтская : Труднее всего менять стереотипы, укоренившиеся в обществе, говорит Елена Воронова.
Елена Воронова : Даже представители законодательной, исполнительной власти говорят, что такой проблемы, может быть, и нет. Конечно, было такое слабое представление о том, что все-таки происходит на улицах наших городов. Но все-таки Питер явился такой площадкой, на которой впервые на территории России сделан профессиональный комплексный подход по решению данной проблемы.
Базовая территория, где был проведен первый пилотный проект, это был Кировский район. На самом деле все начинается со школы. Очень непросто было войти в школу, выявить проблемы. В школах есть такая группа детей скрытого отсева, которые как раз и пополняют интересуемую нами сегодня категорию. Эта цифра все время скрывалась, поскольку проблемы не было. Группу этих детей пытались закрыть. Были такие теневые отчеты, которые сдавались дальше в Комитет по образованию. Но конкретно с этой группой-то не работали. Потом уже стали появляться и социальные педагоги, и психологи. Перед этими людьми должна была стоять задача - они выявляют этого ребенка, дальше с ним надо что-то делать. Должны быть учреждения, которые этому ребенку помогают, а не просто фиксируют этот момент, а ребенок остается в том положении, в котором он остается.
Поэтому я благодарна всем людям, которые нас поддержали - и городская прокуратура, транспортная милиция, которые, действительно, помогли решить эту проблему. Ресурс очень большой у нас людской именно профессиональный. Просто нужно с этим ресурсом работать.
Татьяна Вольтская : В Центре Елены Вороновой было разработано и издано специальное пособие, но практика все же пока оставляет желать лучшего, считает директор социально-реабилитационного центра "Дом милосердия" Владислав Никитин.
Владислав Никитин : В уличной работе должны быть исполнителями люди, способные выполнить и лидерские функции. Потому что подросток ориентируется на лидеров, так называемых, референтных групп. Если такой уличный работник не становится лидером этой референтной группы, тогда в принципе его роль абсолютно пустая. Технологии работы с многими категориями в Петербурге просто не существует. Например, с беспризорниками в таком классическом варианте - 3 месяца, полгода и более длительный срок. Нет ни одного учреждения, которое справляется с этой задачей, просто нет.
Татьяна Вольтская : Для таких детей, считают специалисты, должны быть созданы специальные центры не дисциплинарного, а реабилитационного характера, но закрытые и вынесенные за черту города, с психотерапевтами, психологами и наркологами. Но таких центров для уличных детей пока нет.