Ссылки для упрощенного доступа

Трудовых мигрантов могут обязать учить русский язык


Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Арслан Саидов : Трудовых мигрантов могут обязать учить русский язык. Соответствующие поправки к закону «О правовом положении иностранных граждан» намерены вынести на рассмотрение Государственной Думы России депутаты от «Справедливой России».


Согласно предложенным поправкам, мигранты, желающие работать в России, обязаны пройти языковые курсы, по окончании которых необходимо сдать соответствующий экзамен. А работодатель не вправе нанимать, не сдавшего тестирование. По мнению заместителя председателя Комитета "Гражданское содействие" Елены БуртинОй, интервью с которой записала корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова, подобная норма не имеет никакого смысла.



Елена Буртина : Мне это кажется недостаточно оправданным. Дело в том, что требования знания русского языка, то есть экзамена на знание русского языка, действительно, присутствует в законодательстве по отношению к иностранным гражданам. Но оно имеется в Законе "О гражданстве Российской Федерации". Там это требование составляется более оправданным. Если человек связывает свою судьбу с Россией, так сказать, хочет быть гражданином Российской Федерации, то, в общем, достаточно оправданно, что он владеет русским языком. Хотя, надо сказать, что есть целый ряд категорий граждан, от которых не требуется сдавать экзамен на знание русского языка даже при получении российского гражданства.



Марьяна Торочешникова : Тем не менее, сейчас авторы этого законопроекта говорят о том, что знание русского языка в первую очередь необходимо самим трудовым мигрантам для того, чтобы они могли более эффективно защищать свои права. Вы считаете, это действительно им поможет? Или такие поправки, напротив, могут ущемить в правах трудовых мигрантов в случае, если они, например, не пройдут успешно тестирование по русскому языку?



Елена Буртина : Мне кажется, что это фарисейство. У нас граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в России, для которых русский язык является родным, во всяком случае, знания русского языка не обеспечивает им эффективной защиты их собственных прав. Как-то это все-таки... Конечно, не зная русского языка, наверное, они бы вообще не смогли этого сделать, но это так сказать условие необходимое, но далеко недостаточное. Слишком много еще требуется для того, чтобы эффективно защищать свои права. Одного знания языка очень мало для того, чтобы эти права защищать. В любом случае, это дело самих граждан. Если они заинтересованы в знании языка, в том числе и для того, чтобы найти лучшую работу, для того чтобы защищать свои права, для того чтобы адаптироваться, если они рассчитывают на это. Если это не просто трудовые мигранты, которые приехали на три месяца поработать, если они планируют оставаться, то для них знание языка им необходимо. Наверное, они сами осознают это, и будут этот язык учить, хотя, в общем, очень многие в той или иной степени на бытовом уровне им владеют. Из тех, кто приезжает в Россию, многие кое-как знают русский язык. Совсем не знающих все-таки приезжает достаточно редко.


Я думаю, что это фарисейство. Это некоторый такой благовидный предлог для того, чтобы ограничить приезд трудовых мигрантов в Россию.



Марьяна Торочешникова : Елена Юрьевна, тем не менее, авторы законопроекта опять же указывают на то, что трудовая миграция составляет значительную часть. Россия как раз сейчас, как никогда, заинтересована в росте трудовых ресурсов, введены уже какие-то дополнительные правила для работодателей, которые принимают на работу мигрантов. Теперь же предполагается, что обучение русскому языку будет проводиться за счет работодателей, которые собираются нанимать на работу трудовых мигрантов. Как вы считаете, вот это положение законопроекта может отпугнуть работодателей, переориентировать их на то, чтобы они принимали на работу россиян?



Елена Буртина : Конечно, это будет создавать препятствия. Конечно, мысль о том, что ему придется еще своих работников учить русскому языку, помешает ему принимать на работу иностранных граждан. Или приведет к тому, к чему вообще всякого рода такие нововведения приводят, то есть к тому, что будет так сказать двойная бухгалтерия или какая-то такая двойная жизнь, которая у нас везде практикуется. Оформлены будут российские граждане, а работать будут иностранцы. Это обычный результат всякого рода такого чрезмерного вмешательства бюрократии в экономическую жизнь. Вообще говоря, наверное, вопрос об ограничении въезда трудовых мигрантов может как-то рассматриваться, но мотивом для этого все-таки должны быть какие-то соображения рациональные. Например, соображения в защиту собственного рынка труда, какие-то экономические соображения. Если же нам эти рабочие руки нужны, а они, как многие говорят, нужны, значит, в данном случае, мотивом ограничения для въезда этих иностранных граждан с целью трудоустройства являются не рациональные соображения, а соображения спрятанные, необнаруженные соображения ксенофобии. Просто негативного отношения к приезжающим в страну иностранцам, и стремление их... Въезд ограничен не потому, что это чем-то нехорошо для России, а просто потому, что мы к ним плохо относимся, потому что они другие, чужие. Такого рода мотивы, к сожалению, в действующем Законе "О правовом положении иностранных граждан", который был подготовлен ЛДПР, они всюду проглядывают.



XS
SM
MD
LG