Ссылки для упрощенного доступа

Второй тур выборов во Франции: обеспечена ли победа Саркози?


Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Дмитрий Савицкий.



Дмитрий Волчек: В ближайшее время станет известно имя нового президента Франции. Согласно социологическим опросам, проведенным накануне второго тура выборов, лидирует Николя Саркози. О фаворитах и аутсайдерах предвыборной гонки рассказывает Дмитрий Савицкий из Парижа.



Дмитрий Савицкий: Итак, самая живая, самая интересная, самая впечатляющая президентская кампания за последние 30 лет, подошла к концу. То была президентская кампания нового поколения политиков, новой стратегии, маневров нового типа и прискорбно старой демагогии в лагере левых (призывов к ненависти), крайне левых и, частично, правых радикалов.


В последний раз в кампании участвовала Арлетт Лагийе, профсоюзница и троцкистка, в течении 40 лет не набиравшая (рекорд для нее) более 5% голосов; она вышла на политическую пенсию с одним целым и 33 десятыми процента.


Кандидат от Лиги Коммунистов Революционеров, почтальон по профессии, 33х летний Оливье Безансно, виртуозно овладел словарем традиционного крайне-левого крыла. На самом деле он отлично сыграл роль марионетки Алана Кривина, старого волка троцкистской закалки. 4% голосов – не так уж плохо для Лиги Коммунистических Революционеров.


Псевдо-пейзан, выросший в Америке, антиглобалист, Жозе Бове, выставившийся от лагеря зеленых набрал на одну десятую % меньше, чем Лагийе.


Филипп де Вилье – крайне правый и соперник Ле Пена – чуть более 2х %.


Сам Ле Пен до последнего момента кричавший о том, что он будет участвовать во втором туре – против кандидатки лагеря социалистов, попал на 4 место с 10% голосов. На митинге 1 мая возле памятника Жанне д'Арк он дал указание своему Народному Фронту – наказать лидеров второго тура и отказаться от голосования.


Я не упоминаю всех, как их называют во Франции «малых» кандидатов, которые, обычно из года в года, зная свою обреченность на неудачу выставляют все же свои кандидатуры. Это для них нечто вроде основной работы, да и по сути дела, многие из них и на самом деле работают «малыми кандидатами» всю жизнь.


King’s Maker’ом, человеком, у которого, казалось бы, в кармане ключи от победы, стал номер три первого тура, гасконец Франсуа Байру, расколовший ряды правого крыла республиканцев. Он надеялся создать центр, перетянуть к себе социалистов и получить хотя бы пост премьер-министра.


Сеголен Руаяль – «Челленджер» второго тура – до последнего момента, то есть до пятницы намекала на то, что для Байру ворота открыты – добро пожаловать! Как-никак почти 7 миллионов голосов в резерве новатора Байру, успевшего прямо во время выборов создать новую партию – Демократов. Это в первую очередь спасательный круг, потому что лидеры его партии вернулись к правым республиканцам – 22 депутата из 27. И, наверняка, большая часть из 7 миллионов его избирателей, проголосует за Николя Саркози.


Телевизионная дуэль Сего-Сарко, состоявшаяся в среду, не была захватывающим спектаклем, но в любом случае была на порядок выше последней дуэли подобного рода между Лионелем Жоспеном (лагерь социалистов) и Жаком Шираком (правоцентристы). В задачу Сеголен Руаяль входил трудный маневр – вывести из себя Николя Саркози, показать его вспыльчивость, агрессивность и опасность. Произошло обратное. Она набросилась на Саркози, обвинила его в аморальности. Весьма вежливо и спокойно Саркози заметил, что президент, президентша Франции должна всегда сохранять хладнокровие, что еще больше завело Сеголен Руаяль.


20 миллионов зрителей смотрели теледуэль. Опросы, опубликованные в пятницу, показали, что французы сочли, что Сеголен Руаяль малокомпетентна и агрессивна. Популярность Саркози выросла, Сеголен Руаяль – упала.


В последний день кампании Сеголен Руаяль пошла на прямое обвинение соперника в самых худших качествах, крича (в буквальном смысле), что Николя Саркози – опасен для Франции…


Что может произойти в ближайшие часы и дни?


Увы, многие сторонники Саркози, успокоенные данными опросов, показывающими его явный перевес, могут не явиться на выборы. Это весьма весомый риск для правых.


Второе: в случае поражения социалистов их партия окажется под угрозой распада. В конце концов Сего, гражданская жена, секретаря партии социалистов Франсуа Олана, в буквальном смысле расшвыряла, стоявших на ее пути более опытных, более компетентных, как у нас их называют, «слонов» партии. Она, прикрываясь, Франсуа Оланом, форсировала путь в кандидаты. Этого ей никто не забудет.


Ну, а гасконцу так же будет нелегко, ибо он продемонстрировал способность к измене в решающий момент.


Так что впереди у нас – весьма интересный пейзаж с грядущими попытками реванша: региональными выборами и, так называемым «третьим туром» - потенциальными сентябрьскими забастовками левых профсоюзов против правительства правых. Если оно будет – правым.



XS
SM
MD
LG