Новая картина шведского режиссера Лассе Халлстрёма (Lasse Hallström) «Подделка» (The Hoax) рассказывает о самой знаменитой подделке, самой знаменитой фальшивке в американской писательской истории в 1970-е годы. Речь идет о знаменитой автобиографии Ховарда Хьюза (Howard Robard Hughes, Jr.), американского антрепренера, бизнесмена, предпринимателя и, по всей видимости, человека, страдающего сложной гаммой душевных заболеваний.
Новый фильм Лассе Халлстрёма я обсуждаю с кинорежиссером Андреем Загданским.
— Ховард Хьюз — самый знаменитый безумец в американской истории, который провел значительную часть жизни взаперти, в одиночестве, ни с кем не разговаривал, никто не знает, чем он занимался.
— Собственно говоря, Ховард Хьюз и стал воплощением отшельника, затворника, человека, который не выходит никуда, которого никто не видит, с которым невозможны никакие коммуникации.
— Такой «Волшебник Изумрудного города».
— При этом он имел принципиальное влияние на авиационную индустрию, на кинобизнес и на целый ряд других важных направлений в промышленности. Так вот, возвращаясь к авторизованной биографии, авторской биографии Ховарда Хьюза, которую, якобы, написал американский писатель Клиффорд Ирвинг (Clifford Irving). Вся эта история в 1970-е годы всколыхнула Америку, но только сейчас она стала предметом фильма. Любопытно, что автор этой истории, автор подделки, Клиффорд Ирвинг до сих пор жив, и он написал книгу «Подделка». Собственно говоря, фильм является экранизацией его исповеди. Но, одновременно с этим, он категорически отказался от самого фильма, и на его сайте помещено небольшое заявление, достаточно остроумное, где он всячески дистанцируется от картины, говорит, что, несмотря на то, что его самого играет Ричард Гир, замечательный актер, который ему очень нравится, он говорит, что этот персонаж не имеет ничего общего с ним и, если бы он был таким человеком как тот, кого мы видим на экране, он бы застрелился. В картине Клиффорд Ирвинг — писатель, который переживает одну за другой неудачи, решается на такую выходку, на такую подделку, чтобы заработать денег. Он прекрасно понимает, что Ховард Хьюз, человек, к которому существует гигантский интерес в Америке и который никогда не унизится до того, чтобы даже опровергать какую-либо фальшивку, съест эту самую написанную, якобы, в соавторстве с ним, автобиографию. И издатели мгновенно покупаются. В то время как сам Клиффорд Ирвинг утверждает, что мотивация была несколько иной. Он был достаточно успешным человеком, и книга была скорее выходкой хиппи, желанием создать такой сумасшедший розыгрыш и хорошо на этом деле, может быть, заработать.
— Одно не противоречит другому, на мой взгляд.
— Но то, что он не переживал финансовый и эмоциональный кризис, по всей видимости, правда, потому что в другом фильме, который тоже широко известен в Америке, и сделан он был знаменитым американским режиссером Орсоном Уэллсом, «Двойка за фальшивку», речь идет о том же самом Клиффорде Ирвинге, который жил в то время на острове Ибица, недалеко от берегов Испании, и там он познакомился со знаменитым венгерским художником Элмиром, который подделывал любых художников известных на Западе — Пикассо, Модильяни. Матисса. И Клиффорд Ирвинг написал книгу о Элвире. Таким образом, идея взаимоотношений с поддельным искусством уже присутствовала в его биографии. Мне кажется, что Орсон Уэллс концептуально гораздо интереснее, чем та картина, которую мы видим. Что происходит? Здесь, действительно, человек, который в отчаянии, по всей видимости, идет на этот шаг. Его задача, в первую очередь — заработать деньги. Таким образом, розыгрыш и игровой момент, который так подчеркивает Орсон Уэллс, рассуждая о своей мотивации в искусстве, здесь отсутствует. Но что присутствует? Что в действительности интересно? Для того, чтобы сделать свою фальшивую книгу более убедительной, Клиффорд садится перед микрофоном и, прочитав энное количество разных материалов о Ховарде Хьюзе, в том числе, украденных и фальшивых материалов, он начинает фантазировать интервью. И происходит некоторое перевоплощение, раздвоение личности. Замечательная деталь, когда он рисует себе такие тоненькие маленькие усы, точно такие же, как у Ховарда Хьюза, и надевает очень похожую крутку. То есть это некоторое перевоплощение, по всей видимости, так хорошо знакомое каждому писателю. Он входит в определенную шкуру, он подделывает говор, акцент Ховарда Хьюза. И, в определенный момент, приятель, который помогает ему во всей этой авантюре, скажем так, слушает запись и говорит: «О, господи, Клиффорд, что происходит?». Мы понимаем, что перевоплощение происходит, в какой-то момент герой оказывается вымышленным персонажем и наоборот.
— Это эффектная сцена в исполнении Ричарда Гира.
— Конечно, я бы даже сказал, что это самая интересная сцена. К сожалению, хотя играют все очень хорошо, и картина смотрится очень развлекательно, в ней есть элемент игры, большой, сложной истории, когда один слой наслаивается на другой. Выход из авантюры гораздо менее интересен, чем сама авантюра. По всей видимости, именно так было и для Клиффорда Ирвинга, его жены и его приятеля, который помогал ему в этой затее. Потому что был суд, было разоблачение, был скандал, они вернули деньги, они получили небольшие сроки и сели в тюрьму. В общем, все это ушло вниз, и фильм, в определенный момент, когда уже понятно, что вся эта история сейчас лопнет, рухнет, наше восприятие тоже падает вниз. В то время как накручивающаяся история этой безумной аферы, сама по себе, безумно интересна. И, кроме того, здесь, учтите, это и есть та самая американская любовь к знаменитостям, любовь к тайне. Он приносит им продать то, что они так хотят, и они рады обмануться. В определенный момент он подделывал письма Ховарда Хьюза, он утверждал, что Ховард Хьюз общается только с ним и больше ни с кем другим, он подделывал подписи. Эксперты подтверждали, что это подлинные образцы почерка Ховарда Хьюза. Все хотели быть обманутыми, потому что все так жаждали этого скандального материала. Я не думаю, что фильм принесет авторам такую же известность и такую же скандальную славу, которая была у Ховарда Хьюза или же у Клиффорда Ирвинга в момент публикации фальшивки, но это добротная, хорошо сделанная и весьма развлекательная картина.