Ссылки для упрощенного доступа

"До смены администрации, как в Кремле, так и в Белом доме, на изменения рассчитывать не приходиться"


Программу ведет Михаил Саленков.



Михаил Саленков: Сегодня второй день визита госсекретаря США Кондолизы Райс в Россию. Накануне в Москве она провела встречу с первым вице-премьером правительства страны Сергеем Ивановым. На сегодня запланированы переговоры с руководителем российского МИДа Сергеем Лавровым, и утром стало известно, что госпожу Райс примет президент России Владимир Путин. По мнению части экспертов, визит Кондолизы Райс - попытка улучшить российско-американские отношения.


О визите госсекретаря Райс и об отношениях России с США беседуем с главным редактором журнала "Россия в глобальной политике" Федором Лукьяновым.



Федор Лукьянов: Мне кажется, не нужно переоценивать значение данного визита, поскольку госпожа Райс, в общем, бывает в Москве довольно часто, как и господин Лавров регулярно ездит в Вашингтон. Сейчас предстоит саммит "большой восьмерки", через три недели, в Германии, будет встреча Путина и Буша, так сказать, как всегда в преддверии таких встреч производится некая подготовительная работа. Что касается спасения отношений, то да, конечно, они переживают, мягко говоря, весьма прохладный этап. Пожалуй, накопление негатива дошло до уровня, когда количество может перейти в какое-то качество. Вообще, особенностью российско-американских отношений в последние пару лет является то, что все упреки, критика и предостережения звучат заочно. То есть, в Вашингтоне критикуют Москву, а в Москве критикуют Вашингтон. Когда происходит встреча на высоком уровне, то до и после звучат резкие слова, а во время обе стороны пытаются изо всех сил продемонстрировать, что да, у нас много трений, разногласий, но это все технические вопросы и, вообще говоря, все в порядке. Я думаю, что в этот раз будет примерно так же. Не для того приезжают столь высокопоставленные люди, чтобы демонстрировать скандальность. Но я очень сомневаюсь, что реально возможно решение каких-либо из имеющихся проблем, потому что все они носят не конъюнктурный, а, в общем, достаточно принципиальный характер. Скажем, по вопросу о ПРО понятно, что Соединенные Штаты от своих планов отступать не намерены, и позиция России, какая бы она ни была, их не остановит. А Россия со своей стороны тоже свое отношение не пересмотрит, оснований для этого нет. Что же касается предложений о совместной разработке этого проекта, то, мне кажется, теоретически это возможно. Практически это абсолютно нереально, поскольку взаимодействия и сотрудничества в таком деликатном вопросе, как стратегическая безопасность - а это совместное ПРО, это некий очень серьезный проект в этой сфере - так это возможно только при наличии высокой степени доверия сторон друг к другу. Сейчас никакого доверия нет, полное взаимное непонимание взаимных целей и мотивов.



Михаил Саленков: Федор, а кроме элементов противоракетной обороны и вот этого непонимания взаимного, какие еще есть, скажем так, болевые точки в отношениях России и США?



Федор Лукьянов: Болевая точка - это Косово, вопрос перешел в стадию финального решения. Россия, вопреки ожиданиям, занимает совершенно непреклонную позицию и пока ничем не выдает готовность к компромиссу. Для Соединенных Штатов это большая проблема, потому что они не считают возможным никакой другой вариант, кроме плана Ахтисаари, а Россия как раз считает ровно наоборот.


Вторая тема - это, безусловно, договор об обычных вооруженных силах в Европе, мораторий на который объявил Путин. Соединенные Штаты, безусловно, озабочены, хотя в данном случае возразить, как мне кажется, Путину довольно трудно, поскольку действительно Россия ратифицировала, а больше практически не ратифицировал никто, и почему, собственно, от России должны требовать от одной, в общем-то, это выполнение.


Так же есть вечная тема Ирана. Здесь, как мне кажется, сейчас как раз меньший конфликтный потенциал, позиции достаточно близки или, по крайней мере, ближе, чем когда-то были. Есть тема отношения с соседями, от Грузии до Эстонии. Здесь все понятно: никаких изменений не будет, поскольку Соединенные Штаты Эстонию официально поддержали, Россия занимает известно, какую позицию.


И самая неприятная тема, которую, впрочем, я думаю, на переговорах никто обсуждать не будет, это то, о чем говорила недавно Кондолиза Райс - ситуация с демократией и централизацией власти в России. Но это бессмысленно, во-первых, обсуждать на переговорах с Путиным. Во-вторых, никто этого не делает. Это такой элемент необходимый, который звучит до и после переговоров.



Михаил Саленков: Федор, а если перевернуть монетку, что, кроме декларируемой борьбы с террором, с терроризмом мировым, что еще сближает Россию и США, если уходить от разговора о разногласиях?



Федор Лукьянов: Россию и США сейчас очень мало что сближает. Есть некоторые экономические интересы, но очень небольшие. Потому что, в отличие от Евросоюза, который, безусловно, повязан с Россией, а Россия с ним до предела, то есть дальше некуда, экономические связи с Соединенными Штатами весьма умеренные. Да, борьба с терроризмом и некая общая стабильность, но здесь, в общем, понимание достаточно разное, скажем. Отношение к ООН. Например, Соединенные Штаты сейчас немножко умерили критику ООН, но все равно они считают, что ООН - это не столько решения, сколько проблема международной стабильности. И так далее. В общем, довольно слабая основа для нахождения взаимопонимания, зависимости взаимной мало. Если от Европы Россия зависит сильно, как и Европа от нее, то с Соединенными Штатами этого нет. Более того, Россия, в общем, наслаждается тем, что по большому счету может действовать совершенно свободно от американского воздействия, внутриполитическое воздействие сошло на нет. А в том, что касается постсоветского пространства, ну, это такой хронический, вялотекущий, а иногда обостряющийся геополитический конфликт. В целом желания какого-то к сближению нет. Я думаю, что до смены администрации, как в Кремле, так и в Белом доме, ни на какие принципиальные изменения рассчитывать не приходиться.



Михаил Саленков: Чуть-чуть вернемся к визиту Кондолизы Райс в Москву. Каковы могут быть итоги?



Федор Лукьянов: Единственный итог будет - это некоторое снижение общего уровня такой эмоциональной напряженности. Потому что любые контакты, они все-таки нацелены на то, чтобы стать таким клапаном для выпускания пара взаимного.


XS
SM
MD
LG