Ссылки для упрощенного доступа

«Комитет-101» направил в Минэкономразвития России свои предложения о защите кредиторов


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Евгения Назарец .



Кирилл Кобрин : Некоммерческое партнерство предпринимателей Екатеринбурга «Комитет-101» направило в Минэкономразвития России свои предложения к федеральному законопроекту о защите кредиторов. По оценкам различных экспертов процент невозвращения розничных кредитов в российских банках за прошлый год вырос в два раза. Отказ возвращать долги - очень распространенная вещь в России и даже вполне распространенный метод ведения бизнеса, так заявляют частные предприниматели. Рассказывает екатеринбургский корреспондент Радио Свобода Евгения Назарец.



Евгения Назарец : Председатель некоммерческого партнерства предпринимателей Екатеринбурга «Комитет - 101» Дмитрий Головин владеет пунктом проката инструментов без залога. Заведомую рискованность своего предприятия он компенсирует собственной «противностью» (как он сам говорит) в отношениях с властями. Недавно так «достал» судебных приставов, что ведомство посвятило отдельную оперативку проблеме исполнения судебных решений по взысканию долгов в пользу предпринимателя Головина. Как выяснилось, не все убытки удастся возместить даже по суду, и должникам за это ничего серьезного не будет, знает Дмитрий Головин:



Дмитрий Головин : Не работает 10-я глава Закона "О банкротстве", например. Человека просто обанкротить нельзя. Люди набирают кредиты, и уже встал вопрос - как они это будут отдавать. А люди говорят - а никак. Вы даете кредиты, мы берем. Это может закончиться очень плохо - банковским кризисом со всеми вытекающими последствиями.



Евгения Назарец : Речь не только о банковских кредитах. Из-за неспособности российских законов наказать должников не развиваются многие отрасли предпринимательства. Екатеринбургский «Комитет - 101» предлагает по сути репрессии к должникам.



Дмитрий Головин : Человек, который не вернул деньги, может быть признан банкротом по суду. Это влечет за собой штамп в паспорте с надписью "банкрот", чтобы он не мог уже взять кредит ни в каком банке. Это влечет за собой лишение прав на управление автомобилем. Если это не является средством зарабатывания, это влечет за собой лишение права на выезд за пределы Российской Федерации. Он должен проживать в квартире в соответствии с санитарными нормами, то есть если он банкрот, а у него квартира 200 квадратным метров, то его переселяют в квартиру 18 метров на человека.



Евгения Назарец : Несколько десятков подобных предложений в 27 правовых актов вплоть до федеральных законов «Комитет - 101» сформулировал при содействии опытного екатеринбургского юриста. Но председатель партнерства предпринимателей Дмитрий Головин говорит, что ответ Минэкономразвития они знали заранее.



Дмитрий Головин : Министерство экономического развития нам разъяснило, что есть долги, что называется, специальные, злонамеренные, а есть по дурости. Так вот, которые по дурости, их не надо так строго наказывать. Пусть не очень умный, зато богатый.



Евгения Назарец : Репрессивные и заведомо неприемлемые для министерского стиля реагирования меры против должников екатеринбургские предприниматели сочинили в расчете на формирование общественного мнения.


Проблема должников громче всего звучит применительно к потребительскому банковскому кредитованию. Председатель совета директоров банка «Северная казна» Владимир Фролов имеет свою точку зрения по поводу происхождения банковских должников.



Владимир Фролов : Многие банки вводили в заблуждение заемщика, то есть обещали им очень низкие проценты, а брали очень высокие. Человек не смог справиться с долговой нагрузкой, потому что, посчитав на калькуляторе 10 или 14 процентов, он видел, что переплачивать будет мало, а оказалось очень много за счет разного рода комиссий. Причина номер два - в России живет народ, который очень сильно обижается. А когда обижается, то начинает действовать очень норовисто. И когда люди вдруг обнаружили, что их обманули, они говорят - да идите вы все дальше!


Евгения Назарец : Банковское сообщество ожидает в 2007 году принятия законодательных мер для предотвращения кризиса розничного кредитования. Интересы банкиров и малых предпринимателей в проблеме невозврата долгов совпадают, но есть и существенные различия. С их учетом продуктивный союз вряд ли получится, дает понять председатель некоммерческого партнерства «Комитет - 101» Дмитрий Головин:



Дмитрий Головин : Банки, как правило, распоряжаются не своими деньгами, а деньгами вкладчиков. Поэтому вот этот капитал, который им не возвращают, они просто его списывают и все. В городе Екатеринбурге более половины банков имеют, что называется, московскую прописку. Я там с одним разговаривал из службы безопасности. Он говорит - да что тут париться, я просто возьму, да и спишу эти деньги, вот и все. Такое отношение, когда деньги не свои, и мешает выступать им с радикальными предложениями.



Евгения Назарец : У Дмитрия Головина и его коллег по «Комитету - 101» есть и другие менее радикальные и таким же образом обоснованные предложения. Чтобы любой кредитор мог провести элементарную проверку заемщика, а бизнесмен - партнера, базы данных ГИБДД, адресные книги и другие создаваемые и тщательно охраняемые различными ведомствами базы персональных данных должны стать общедоступными. Сегодня эти списки по коррупционным каналам попадают в распоряжение тех, от кого их охраняют, считает некоммерческое партнерство предпринимателей Екатеринбурга «Комитет - 101».




XS
SM
MD
LG