Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Олег Кусов и Сергей Хазов.
Кирилл Кобрин: Меньше суток остаётся до "Марша несогласных" в Самаре. Оппозиционная акция приурочена к саммиту Россия - ЕС. Лидеры движения "Другая Россия" заявили о беспрецедентном давлении на организаторов Марша, несмотря на то, что мероприятие было согласовано с городскими властями. Накануне Марша правоохранительные органы задержали уже несколько активистов движения "Другая Россия", правозащитников и журналистов. Несколько часов назад задержан исполнительный директор Объединенного гражданского фронта Денис Билунов.
Олег Кусов: Список задержанных в связи с проведением "Марша несогласных" увеличивается ежедневно. Сегодня днем на вокзале в Самаре был задержан исполнительный директор Объединенного гражданского фронта Денис Билунов. Пришло сообщение и о задержании самарского правозащитника и журналиста Александра Лашманкина. Правоохранительные органы даже не объясняют причины его задержания. Накануне милиция провела обыск на квартире одного из организаторов "Марша несогласных" Михаила Гангана.
Рассказывает наш корреспондент в Самаре Сергей Хазов.
Сергей Хазов : Как сообщила пресс-служба НБП, вчера вечером в квартире одного из организаторов "Марша несогласных" Михаила Гангана прошел обыск, по окончании которого были составлены протоколы. Гангану выдали повестку в суд, на 18 мая Михаил Ганган приглашается в один из тольяттинских судов по подозрению в разжигании социально-классовой розни. Якобы Ганган был причастен к созданию листовок, которые раздавались 9 мая в Тольятти. Также вчера прошли задержания еще нескольких активистов "Другой России".
Олег Кусов: По данным лидера Объединенного гражданского фронта Гарри Каспарова, давление со стороны правоохранительных органов на организаторов оппозиционной акции только усиливается.
Гарри Каспаров: В Самаре развернута абсолютно беспрецедентная, даже по масштабам "Марша несогласных", травля оппозиционных активистов. В принципе, эти репрессивные меры начались еще до момента получения согласования, 3 мая. Беспрерывно, каждый день происходят задержания, аресты, потом людей выпускают. Конфисковывается печатная продукция. Вы, наверное, все знаете об обысках в "Новой газете". Можно было предположить, что после получения согласования, и здесь можно как бы гадать, было ли согласование получено в результате доброй воли городских властей или после довольно жесткого заявления германского правительства, и можно было предполагать, что дальше события будут развиваться иначе. Но, к сожалению, наши надежды не оправдались. Правоохранительные органы, если их так можно называть сейчас, ужесточили характер своих репрессий против организаторов Марша.
Олег Кусов: Городские власти разрешили проведение Марша, но у силовых структур отношение к этому мероприятию другое.
Гарри Каспаров: Самарский марш - это первое из шести заявленных мероприятий "Другой России", которое было официально согласовано с городскими властями. Причем не только митинг, а именно шествие. Все было сделано в соответствии с федеральным законом 54, когда городские власти проводят согласование с организаторами и предлагают альтернативные маршруты, естественно, сопоставимые альтернативные маршруты. Точка движения была сохранена, просто они предложили поменять маршрут, но это оба центральных маршрута, и поэтому никаких претензий к городским властям быть здесь не может. Это, в принципе, то, что должны делать были власти и Москвы, и Петербурга, и Нижнего Новгорода - провести нормальный разговор с организаторами и обсудить возможные альтернативные маршруты, и, естественно, порядок проведения данного мероприятия. Другое дело, что, как показали события в Самаре, в России силовые структуры живут уже своей жизнью.
Олег Кусов: Один из лидеров движения "Другая Россия" Эдуард Лимонов считает, что подобное противодействие со стороны власти только выдает ее обеспокоенность.
Эдуард Лимонов: Поляризация продолжается между Кремлем и "Другой Россией". И, я так понимаю, это становится, несмотря на молчание федеральных телеканалов и федеральных СМИ, уже общедоступной информацией для российских граждан. И именно конфликта не хватало во всей нашей оппозиционной деятельности, долгие годы наша оппозиция была беззубой. И теперь на смену записным, профессиональным оппозиционерам типа Зюганова или Явлинского пришли люди, я надеюсь, с определенным сильным характером, и появилась поляризация в обществе, чего не было и что абсолютно необходимо. Ну, вот, посмотрим, у кого нервы сильнее.
Олег Кусов: Гарри Каспаров, Эдуард Лимонов и их соратники с утра пятницы будут пытаться добраться до Самары.
Гарри Каспаров: Мы не знаем, как сложатся события завтра. Во всяком случае, мы все собираемся в Самару. Мы можем только надеяться, что нам удастся туда долететь и провести в каком-то объеме запланированное, согласованное мероприятие. Нам уже сообщили о том, что на те рейсы, которым летит наша делегация (нас, естественно, довольно много летит), уже началась двойная продажа билетов. То есть не исключено, что завтра мы обнаружим, что какие-то люди сидят на наших местах. То есть мы готовы завтра к самым разнообразным провокациям. Тем не менее, мы считаем своим долгом попытаться пробиться к нашим друзьям, коллегам, активистам "Другой России" в Самаре, которые, в общем-то, приложили совершенно невероятные усилия для того, чтобы организовать это мероприятие.
Олег Кусов: Представители объединенной оппозиционной коалиции "Другая Россия" в начале июня планируют провести "Марш несогласных" и в других городах. Слово - Эдуарду Лимонову.
Эдуард Лимонов: 9-го числа - в Санкт-Петербурге. 11-го числа - в Москве. Помимо этого, будет проведен "Марш несогласных" в Воронеже - это местная инициатива, они очень хотят. С датой не определились, но в начале июня тоже. Так что напряжение спадать не будет, а будет вот эта поляризация общества и конфронтация возрастать. Если бы у нас был доступ к иным средствам политического противостояния с властью, мы бы, конечно, обратились бы к этим средствам. Это диалог, например. Но мы согласны на диалог, я думаю, никто не возражал бы, но Кремль не ведет диалог ни с кем, он выбрал раз и навсегда метод насилия, будь это насилие в Беслане или будь это насилие на улицах Петербурга или Самары. Только насилие, ничего иного Кремль не предлагает.