Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов.
Андрей Шарый: Президент Всемирного банка Пол Вулфовиц подал в отставку со своего поста. По словам Вулфовица, он покинет свой пост в интересах банка в конце финансового года, это случится в конце июня. Причиной отставки стал скандал, в результате которого выяснилось, что президент банка необоснованно продвигал по карьерной лестнице свою подчиненную.
Ян Рунов: Когда Вулфовиц понял, что проигрывает борьбу, он поставил условием своего ухода сохранение лица. Банк согласился, что видно из официального заявления совета директоров, объявившего о решении президента банка уйти в отставку: «Он заверил нас, что действовал в соответствии с нормами этики и с убеждённостью, что всё делает в интересах организации, и мы приняли его заверения». Такова формулировка, видимо, удовлетворившая обе стороны. Если формально это уход по собственному желанию, то фактически - увольнение, последовавшее после того, как специальная комиссия Всемирного банка обвинила Вулфовица в нарушении правила о конфликте интересов. Вот как описывает существо дела бывший советник Всемирного банка, ныне научный сотрудник Гуверовского института при Стэнфордском университете в Калифорнии, профессор Михаил Бернштам…
Михаил Бернштам: Очень хорошо пошутил как раз профессор Уильям Истерли, который 20 лет работал в Мировом банке, а сейчас - профессор Нью-Йоркского университета. Он написал статью в «Вашингтон Пост», где сказал: «Бедный Вулфовиц, каждый раз, когда он пытается изменить режим, возникает мятеж. Сначала он это делал в Ираке - появились мятежники, потом он попытался изменить режим во Всемирном банке - тоже возникли мятежники». А дальше начинается довольно-таки запутанная история о том, как Шаха Риза работала там на довольно высокой должности, у нее было очень высокое жалованье - 139 тысяч долларов в год. Это очень высокое жалованье для специалиста, но Всемирный банк платит такие жалованья. После того, как ее перевели в государственный департамент, потому что, по закону, она не могла работать в подчинении близкого человека, ей повысили это жалованье еще примерно на 50 тысяч долларов. Там тоже были какие-то границы - по минимуму, по максимуму. Ей сделали по максимуму. В какой-то степени прямо или косвенно влияние президента банка Пола Вулфовица в этом было. Адвокаты с той и с другой стороны могут говорить до бесконечности, кто там прав, кто виноват.
Ян Рунов: По мнению американских экспертов в этом скандале пострадала репутация и Вулфовица, и Всемирного банка. А это могло привести к тому, что богатые страны задержали бы свои регулярные денежные взносы, и была бы поставлена под удар помощь банка бедным странам.
И всё же суть конфликта не во французской поговорке «В каждой беде ищите женщину». Своё мнение об истинной причине противостояния Банка и его президента высказывает профессор Бернштам…
Михаил Бернштам: Суть драмы в том, что Вулфовиц пришел во Всемирный банк с очень простой и четкой программой. Он заявил, и это его кредо, что вся помощь бедным странам и работа по преодолению бедности невозможна без чистки правительственного аппарата в этих странах. И вот это пошло против всей догмы Всемирного банка на протяжении длительного времени, и руководство Всемирного банка, бюрократия выступила против Вулфовица. Он сделал ошибки, и ситуация действительно не очень красивая. Он за это просит прощения. В последнем своем заявлении он сказал, что он понимает, что он потерял в значительной степени доверие, и он хочет восстановить это доверие. За этой довольно фарсовой историей 60-летних Ромео и Джульетты стоит очень глубокая идеологическая борьба.
Ян Рунов: По традиции, во главе Всемирного банка должен стоять американец, которого рекомендует (или, если хотите, назначает) президент США. На каком основании? На том, что Америка является крупнейшим владельцем акций Всемирного банка и наиболее щедрым его финансовым пожертвователем.
Президент Буш выразил сожаление по поводу решения Вулфовица уйти в отставку. Белый дом вскоре объявит о новой кандидатуре на пост Президента Всемирного банка. Кто может сменить Вулфовица? Свои предположения высказывает профессор Уэлсли-колледжа, содиректор Центра российских и евразийских исследований при гарвардском университете, экономист Маршалл Голдман…
Маршалл Голдман: Есть несколько достойных людей. В качестве наиболее реальных кандидатов называют, например, весьма уважаемого в академических кругах экономиста, многолетнего профессора Массачусетского технологического института, автора ряда учебников по экономике Стенли Фишера, который стал председателем правления Израильского банка. На этом посту он добился видимых успехов: израильская экономика, в отличие от израильской политики, работает прекрасно. Стенли Фишер - прекрасный, не вызывающий сомнений кандидат на пост президента Всемирного банка, но не ясно, согласится ли он прыгнуть в кипящий котёл, каким сейчас является правление Всемирного банка. Другой кандидат - профессор Принстонского университета, бывший вице-президент федеральной резервной системы США при Гринспане Аллан Блайндер. Есть и другие специалисты, одинаково высоко проявившие себя и как теоретики, и как практики в экономике и финансах. Но проблема в том, как примут правление банка и его попечители именно американскую кандидатуру. Потому что сейчас решается вопрос, какова должна быть роль Всемирного банка и роль Америки в работе Банка. Этот вопрос вряд ли будет решён быстро.
Ян Рунов: Маршалл Голдман считает, что Всемирный банк не должен был выплёскивать скандал наружу и привлекать к этому мировую прессу, а решить всё это внутри. Так было бы лучше для самого банка.