Программу ведет Полина Ольденбург. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Екатеринбурге Евгения Назарец.
Полина Ольденбург: В Екатеринбурге отметил двухлетие фонд «Трезвый Город». Главная задача фонда – борьба с торговлей алкогольным суррогатом. Организация переняла методы известного в России екатеринбургского фонда «Город без наркотиков»: отказ от политкорректности, когда дело касается этнических преступных группировок, контрольные закупки и рейды на грани провокации. По случаю двухлетия фонда «Трезвый Город» прошла презентация документального фильма «Антисуррогатный Удар».
Евгения Назарец: Двадцатиминутный фильм рассказывает о том, что удалось сделать за два года. То, что Свердловской области не так сильно, как других регионов, коснулась прошлогодняя волна алкогольных отравлений и токсического гепатита, сотрудники фонда «Трезвый город» считают и своей заслугой. Как боролись – рассказывает и показывает их собственное кино.
Фонд «Трезвый Город» жесткую «технологию» взял у созданного нынешним депутатом Госдумы Евгением Ройзманом фонда «Город без наркотиков». Задержанный торговец суррогатом в кадре со свежим синяком под глазом. «Это ему Женя «засветил» - кажется, не без гордости комментирует сам Евгений Ройзман. Он имеет в виду Евгения Маленкина, вице-президента фонда «Трезвый Город». Евгений Маленкин часто упоминает Ройзмана.
Евгений Маленкин: Мы постоянно к нему обращаемся, потому что мы эту проблему видим с земли. Евгений Ройзман внес законопроект по уголовной ответственности за продажу несовершеннолетним. Я думаю, изменение в уголовном законодательстве произойдет, и мы сразу начнем работать здесь.
Евгения Назарец: В фонде «Трезвый Город» утверждают, что алкогольный суррогат – это контрафактная продукция единственного едва живого гидролизного завода Свердловской области, который гонит технический спирт из отходов древесины. В фонде знают, как зовут главных «действующих лиц». Как следствие фильм о деятельности «Трезвого Города» с его риторикой вряд ли возьмет в эфир политкорректный телеканал.
Фрагмент фильма: Существуют точки оптовые, которые контролируются азербайджанскими лидерами группировок. Эта схема, которая нам известна, отдана в соответствующие структуры. Мы не дадим торговать здесь спиртом, мы это заявляем официально вот этим азербайджанцам.
Евгения Назарец: Большинство «барыг» - так называют в «Трезвом Городе» организаторов нелегальной и суррогатной торговли - бывшие или даже действующие сотрудники правоохранительных органов. Вице-президент фонда «Трезвый Город» Евгений Маленкин приводит пример, как работает «суррогатная милиция».
Евгений Маленкин: Остановили 25 тонн «КаМАЗ» на территория района. Соответственно, «КаМАЗ» был поставлен на стоянку в Верх-Исетский РУВД. Когда мы наутро пришли осуществлять процессуальные действия, были понятыми, - «КаМАЗа» не было.
Евгения Назарец: Но все-таки руководство фонда заявляет, что все крупные мероприятия фонда сегодня проходят совместно с ГУВД Свердловской области и с одобрения прокуратуры – за два года порядка шестисот совместных операций. Сейчас открыты отделения во многих городах Свердловской области и в некоторых областях Уральского федерального округа. Работает реабилитационный центр по известному методу Геннадия Шичко на 20 человек. Состоялось несколько «громких» по местным меркам судебных процессов над торговцами алкогольным суррогатом.