Ссылки для упрощенного доступа

Несколько десятков человек погибли в боевых действиях на севере Ливана


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Александр Гостев, Ян Рунов.



Андрей Шарый: На севере Ливана в районе города Триполи вновь идут ожесточенные бои между правительственными войсками и боевиками палестинской группировки «Фатх-аль-Ислам». Убиты почти 70 человек, в том числе мирные жители, десятки ранены.


Малоизвестная до этого группировка «Фатх-аль-Ислам» подозревается в связях с «Аль-Каидой». Однако правительство Ливана считает, что за спиной этой организации стоит Сирия, которая стремится дестабилизировать обстановку в стране.



Александр Гостев: Основные события на севере Ливана сегодня происходят вблизи лагеря палестинских беженцев Нахр эль-Барид, где засели боевики группировки «Фатх-аль-Ислам». Ливанские войска при поддержке танков и артиллерии обстреливают позиции исламистов.


Столкновения начались в воскресенье в соседнем ливанском городе Триполи, когда правительственные части провели здесь рейд, чтобы арестовать нескольких активистов «Фатх-аль-Ислам», подозреваемых в ограблении банка. Боевики мгновенно оказали организованное сопротивление и даже перешли в контратаку - в бою были убиты более 45 человек, с обеих сторон.


По мнению экспертов, бои в Триполи стали самой кровопролитной вспышкой междоусобной борьбы в Ливане после 1990 года, когда в стране закончилась гражданская война.


Говорит один из городских торговцев.



Местный житель: Я рыдаю в буквальном смысле слова, когда вижу, что происходит с моей страной. Какое горе! Ведь Ливан, который бог сделал таким прекрасным, не похож ни на одну другую страну мира! Что происходит?! Что творят эти люди?! Они забыли о боге!



Александр Гостев: Подавив очаги сопротивления в Триполи, ливанские правительственные части окружили основную базу «Фатх-аль-Ислам» на окраине города, однако взять ее пока им не удается, несмотря на то, что число бойцов группировки, по приблизительным оценкам, никогда не превышало 100 человек. Впервые эта группировка, костяк которой официально составляют последователи ультраконсервативного салафистского направления ислама, заявила о себе осенью прошлого года. Остальные палестинские группировки, действующие в Ливане, в первую очередь "Хезболлах", заявляют, что не имеют с «Фатх-аль-Ислам» ничего общего.


В столице Ливана Бейруте, в христианском квартале Ашрафия, в результате взрыва автомобиля на стоянке торгового центра в воскресенье вечером погибла женщина, еще 10 человек получили ранения.


Кто стоит за взрывом - пока неизвестно. Власти ввели в Бейруте, Триполи и других крупных городах страны усиленные меры безопасности.


Всего в Ливане, кроме лагеря Нахр эль-Барид, который сейчас штурмует армия, расположены еще 12 таких же лагерей палестинских беженцев, где живут почти 400 тысяч палестинцев. В соответствии с соглашением, подписанным после ближневосточной войны 1967 года, ливанские военные не имеют права входить на территорию этих лагерей - власть и порядок в каждом лагере официально должны поддерживать местные отряды самообороны.


Вспыхнувшие на севере страны бои, по мнению большинства политиков, - это тяжелый удар по процессу стабилизации обстановки в Ливане, и без того находящемуся в глубоком кризисе из-за противостояния ориентирующегося на Запад правительства и оппозиции, во главе которой стоит группировка «Хезболлах».


Выступая в воскресенье в Триполи, член кабинета министров Ливана Ахмад Фатфат заявил, что армия скоро покончит с боевиками.



Ахмад Фатфат: Ситуация в Триполи находится под нашим контролем на 80-90 процентов. Нам нужно совсем немного времени, чтобы полностью овладеть ею. В руках «Фатх-аль-Ислама» находятся две малоэффективные позиции. Армия перешла в контратаку на боевиков.



Александр Гостев: По словам Фатфата, очередной всплеск насилия на севере Ливана прямо связан с попытками, как он выразился, «некоторых сил торпедировать усилия ООН по преданию международному суду подозреваемых в убийстве в 2005 году премьер-министра Ливана Рафика Харири». В смерти Харири мировое сообщество до сих пор обвиняет власти соседней Сирии и ряд просирийски настроенных ливанских генералов и чиновников. Дамаск все обвинения отрицает.


Работающий сейчас в Бейруте ливанский политолог Надим Шехади из Лондонского центра исследований «Чэтем Хаус» в интервью Радио Свобода высказал следующее мнение.



Надим Шехади: Эта группа, «Фатх-аль-Ислам», явно просочилась в Ливан из-за границы. Судя по информации, полученной от руководства Организации Освобождения Палестины, они проникли сюда из Сирии и они, по сути, представляют собой подразделение другой, более многочисленной группировки - также подконтрольной сирийцам, и, подчеркиваю, никак не связанной ни с какими другими палестинскими организациями в Ливане. А сегодняшние внезапные бои на севере Ливана явно не случайно начались именно в то время, когда Совет безопасности ООН начал обсуждать проблему создания международного трибунала по убийству премьера.



Александр Гостев: Лидер группировки «Фатх-аль-Ислам» 50-летний Шакир аль-Абсси до недавнего времени отбывал в Сирии тюремное заключение, однако в конце прошлого года он вышел на свободу, прибыл в Ливан и начал вербовать бойцов. В свое время он заочно был приговорен к смертной казни в Иордании - за убийство в 2002 году американского дипломата. За соучастие в этом же убийстве к смертной казни был приговорен и Абу Мусаб аз-Заркауи - погибший недавно в Ираке лидер местной «Аль-Каиды».


По словам политолога Надима Шехади, доказать прямую связь ливанской «Фатх-аль-Ислам» с «Аль-Каидой» практически невозможно.



Надим Шехади: Насчет ее связей с "Аль-Каидой" мы точно ничего не знаем, однако в ее состав входят экстремисты из самых разных стран, многие из которых, очевидно, раньше воевали в Ираке. Так что, судя по всему, эта группировка, появившаяся в Ливане, как две капли воды похожа на точно такие же, посылаемые в Ирак.



Александр Гостев: Как сообщили власти Ливана, один из боевиков «Фатх-аль-Ислам», убитых в районе Триполи в воскресенье, оказался одним из бывших подозреваемых в причастности к нашумевшей неудавшейся попытке взрыва бомб в немецких поездах в августе прошлого года. Брат этого боевика до сих пор отбывает тюремное заключение в Германии.



Андрей Шарый: О перспективах развития ситуации в Ливане с американским экспертом беседовал корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов.



Ян Рунов: Вот как видит ситуацию научный сотрудник вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Энтони Кордисмен, бывший сотрудник Министерства обороны США, профессор Джорджтаунского университета.



Энтони Кордисмен: Те, кто пытаются разобраться в сложной ливанской ситуации, должны, прежде всего, исходить из того, что там, на крошечном участке земли, сталкиваются интересы 17 разных конфессиональных групп. Особенно непримиримыми являются три религиозные группы арабов: христиане-марониты, шииты и сунниты. Но в основе возникшего сейчас конфликта лежит тот факт, что в течение последних лет возникло радикально-исламистское движение, обосновавшееся, в основном, в районе города Триполи. Оно связано с другими, более крупными исламистскими группами суннитов, такими как "Аль-Каида". Ливанские боевики-исламисты возвращаются из Ирака, Афганистана и Чечни, но дома их принимают как новую, пришедшую извне угрозу. И теперь ясно, что одной силовой операцией новую проблему не решить, потому что в этот узел всё больше втягиваются другие противоборствующие силы Ближнего Востока. Новый элемент во внутриливанской ситуации - крайний суннитский экстремизм - ещё больше осложняет положение, которое вряд ли получит мирное разрешение в ближайшие несколько лет.



Ян Рунов: Какова роль в этом палестинцев и организации ФАТХ?



Энтони Кордисмен: Когда мы говорим о палестинцах в Ливане, они тоже не однородны и тоже разбиты на противоборствующие фракции. Но нынешний конфликт выходит далеко за границы палестинских лагерей в Ливане. Он распространяется на весь Ливан. Часто пытаются упростить ситуацию, с лёгкостью обвиняя во всем пришлых, эмигрантов, вместо того, чтобы честно признать существование давно укоренившихся внутренних проблем.



Ян Рунов: Что может быть дальше?



Энтони Кордисмен: Надо понять, что идёт фракционная борьба против относительно небольшой экстремистской группировки. Удастся ли её уничтожить полностью? Нет. Всегда найдутся молодые люди, желающие влиться в радикальную организацию. Тогда возможно ли хотя бы взять эту группу под контроль? Если поспешить, то можно, потому, что пока она очень малочисленна и изолирована от других фракций в обществе и в политике Ливана.


XS
SM
MD
LG