Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Воюя в Ираке, американские солдаты прикрывают Америку от террористов, заявляет президент Буш. Российская критика и будущее американской противоракетной обороны. Миллион за лучшую идею борьбы с раком предлагают американские финансисты


Юрий Жигалкин: Воюя в Ираке, американские солдаты прикрывают Америку от террористов, заявляет президент Буш. Российская критика и будущее американской противоракетной обороны. Миллион за лучшую идею борьбы с раком предлагают американские финансисты. Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке».


Воюя в Ираке, американские солдаты защищают свою собственную страну от террора, заявил в среду президент Буш. Пытаясь убедить американцев в необходимости этой борьбы, президент обнародовал подробности некоторых секретных документов, собранных американской разведкой.


Слово – Яну Рунову.



Ян Рунов: Президент Буш заявил, что в Ираке США ведут войну против «Аль-Каиды», и что эта война определит курс глобальной войны против терроризма. «Бин Ладен хочет сделать из Ирака базу терроризма, с которой будет атаковать Соединённые Штаты», - сказал Буш и предупредил, что опасность для Америки остаётся: ««Аль-Каида» знает, что наше присутствие в Ираке – прямая угроза её существованию». Президент Буш говорил это, обращаясь к выпускникам военной Академии береговой охраны в городе Нью-Лондон, штат Коннектикут. Он заявил: «Если мы проиграем в Ираке, враг будет преследовать нас до самого нашего дома».


Для подкрепления своей правоты Буш рассекретил данные разведки, показывающие, что бин Ладен создавал антиамериканский террористический плацдарм в Ираке. Так в январе 2005 года бин Ладен приказал своему помощнику Заркауи создать в Ираке террористическую группу, которая бы проводила теракты против американцев не только в самом Ираке, но и за его пределами, в том числе внутри самих США. Так были раскрыты планы террористов по нападениям с воздуха на объекты в Лос-Анджелесе, на Фондовую биржу в Нью-Йорке, на резервуары воды и на военные академии Америки. В помощь Заркауи бин Ладен направил в Ирак одного из своих заместителей Хамзу Рабиа, который должен был планировать теракты вне Ирака. Оба были убиты. На место убитого Заркауи бин Ладен назначил в Ирак своего помощника Абу аль-Ираки, но он был взят в плен и отправлен в тюрьму Гуантанамо. «Не случайно, - сказал Буш, - бин Ладен посылал в Ирак своих наиболее опытных боевиков, ибо считал, что «Аль-Каида», выбив нас из Ирака, сможет устроить там себе убежище».


Вот как прокомментировал выступление Буша директор внешнеполитических исследований вашингтонского Института Катона Кристофер Пребл.



Кристофер Пребл: Единственная новая часть информации – дополнительные детали о руководящих сотрудниках «Аль-Каиды». В остальном же речь президента была повторением прежних попыток объяснить, что военные действия в Ираке это часть войны с терроризмом.



Ян Рунов: Президент Буш в своей речи доказывал необходимость продолжения борьбы с терроризмом именно в Ираке, а преждевременный уход может вызвать очень серьёзные последствия для безопасности США. «Теракты 11 сентября были только началом, - сказал он. - Опасность не миновала».



Юрий Жигалкин: Рассказывал Ян Рунов.


Техническая осуществимость проекта и отношение к нему со стороны европейских союзников США, а не бурные протесты и скрытые угрозы со стороны России определят будущее системы глобальной противоракетной обороны. Так американские эксперты реагируют на заявления Владимира Путина о том, что США не убедили Россию в необходимости дислокации элементов противоракетного щита в Европе, и его предупреждение о вероятности возобновления гонки вооружений.


На что может рассчитывать Россия, ведя неутихающую кампанию против противоракетной обороны, даже после того, как ей было прямо сказано, что у нее нет право вето этого проекта. Рассчитаны ли эти демарши на внутрироссийское потребление? Вот что говорит военный эксперт сотрудник Фонда «Наследие» Бейкер Спринг.



Бейкер Спринг: Я думаю, что в действительности эта кампания имеет меньше отношения к противоракетной обороне как таковой. Москва наверняка осознает, что ей не удастся прервать процесс создания глобальной системы антиракетной защиты, который идет уже около десяти лет. Скорее всего, Москва бьется за право политического влияния в Восточной Европе. Устраивая большой шум сейчас, она надеется, что страны – ее бывшие клиенты в будущем хорошенько задумаются, прежде чем предпринимать акции, которые Россия считает недружественными. Для Москвы это борьба за уровень своего влияния в Восточной Европе.



Юрий Жигалкин: Интересно, что реальные препятствия на пути осуществления идеи противоракетной обороны создает не Москва, а американские законодатели. Они намерены несколько сократить финансирование проекта, в том числе средства, запрашиваемые администрацией на сооружение объектов в Польше и Чехии. Чем вызваны такие настроения в Конгрессе?



Бейкер Спринг: Законодатели хотели бы убедиться в том, что администрация достигла прогресса в переговорах с Польшей и Чехией по этому вопросу, прежде чем выделять значительные суммы на строительство компонентов системы на их территории. Во-вторых, члены Конгресса хотят добиться ясности относительно антиракетных планов НАТО и понять как идеи, осуществляемые Вашингтоном на двустороннем уровне в прямых контактах с двумя странами, впишутся в общеевропейскую систему противоракетной обороны. Среди членов Конгресса есть скептики, считающие, что Белый дом хочет разместить элементы противоракетной системы на территории Польши и Чехии, не исходя из интересов безопасности Европы, а лишь для того, чтобы еще больше сблизиться с двумя странами. Вместе с тем, сама идея противоракетной обороны имеет широкую поддержку в Конгрессе, как и тезис о необходимости сотрудничества с восточноевропейскими странами в области совместной обороны.



Юрий Жигалкин: Это был американский военный эксперт сотрудник фонда «Наследие» Бейкер Спринг. Между тем, на четверг запланированы критические испытания ракеты-перехватчика, которые должны показать, можно ли создать технологии, которые, образно говорят, позволят сбить пулей пулю, летящую в космосе.


Демократизировать процесс назначения главы Всемирного банка призвала в среду группа развивающихся стран во главе с Бразилией, Южной Кореей, Китаем и Пакистаном. Действуя решительно, но мягко из желания пощадить чувства администрации Джорджа Буша, чей назначенец Пол Вулфовиц был, по сути, смещен советом директоров банка, инициативная группа призывает Всемирный банк сделать процесс отбора главы банка открытым для всеобщего обозрения. Цель – подобрать кандидата, исходя из его квалификации, а не политических связей. Главные действующие лица – ведущие западные страны, члены совета директоров – пока молчат. Они не хотят бросать вызов Белому дому, традиционно выдвигающему на этот пост, по негласному соглашению, американского гражданина без согласования с другими пайщиками банка. По словам источников в администрации Буша, президент ищет на этот пост способного менеджера, который бы смог продолжить дело, начатое Вулфовицем, – борьбу с коррупцией в развивающемся мире.


Нефтяные компании не вступали в заговор и не прибегали к другим незаконным действиям с целью манипулирования ценами на горючее. Об этом заявили на слушаниях в Сенате представители Федеральной торговой комиссии. Они предполагают, что нормальные рыночные факторы – снижение импорта бензина и неполадки на нефтеперерабатывающих заводах – стали причиной 30-процентного подъема цен за последние месяцы. Однако сохранить честное имя нефтяным компаниям будет непросто. Глава экономического комитета Сената Чарлз Шумер заявил, что, судя по статистике, нефтяные компании добывают не нефть, а денежные знаки, и предложил пристально рассмотреть вопрос о том, не стоит ли раздробить четыре крупнейших американских нефтяных концерна, созданных путем многочисленных слияний в конце 90-х годов.


Миллион за лучшие идеи в области борьбы с раком готовы предложить известные американские финансисты, разочарованные неспособностью ученых найти эффективные средства от рака. Владельцы инвестиционного фонда «Готэм» в содружестве с ведущими онкологами объявили о создании премиального фонда, из которого ежегодно будет выделяться миллион любому человеку, предложившему работоспособную идею.


Рассказывает Аллан Давыдов.



Аллан Давыдов: Как сообщили менеджеры фонда, все идеи будут представляться индивидуалами или группами через веб-сайт фонда. В конце каждого года решение о выплате приза за лучшую идею будет выноситься консультативным советом, в который входят авторитетные специалисты в области онкологии.


Чем же вызвана необходимость создания такого фонда, учитывая, что на финансирование исследований рака государство и благотворительные фонды в США и так выделяют ежегодно миллиарды долларов? Об этом я спросил члена консультативного совета фонда Gotham Prize профессора Школы медицины Университета Штата Нью-Йорк Джорджа Тибора.



Джордж Тибор: Как считает Джоэл Гринблат, один из спонсоров инициативы, нынешняя американская, да и в международная наука из-за конкуренции в сфере финансирования имеет тенденцию скорее к секретности, чем к открытости. Дело в том, что при одновременной работе разных людей над схожими идеями, для успеха очень важно первым выдать результат. Лично я не в восторге от такого подхода. Главное в таком подходе то, что если ты первым разработал, скажем, новое лекарство от рака, оно апробировано фармакологами и запускается в производство - то это не только укрепляет твою научную репутацию, но и приносит прибыль и тебе, и твоему научному институту. То же самое – и в сфере методов лечения рака. Наш же фонд пойдет от обратного. Миллион долларов каждый год будет предлагаться тому, кто не побоится выставить на открытое соревнование свою идею. Такой подход, увы, не свойственен большинству исследований, финансируемых правительством или фармацевтическими компаниями.



Аллан Давыдов: Но на каком участке борьбы с раковыми заболеваниями скорее всего можно ожидать самых прорывных идей?



Джордж Тибор: Думаю, одним из них является профилактика рака, не столь популярна среди производителей медикаментов, финансирующих исследования, ибо на ней не сделаешь больших денег. Хотя профилактика до сих пор недооценена, она является лучшим способом обуздания рака, по крайней мере, самым дешевым и в перспективе - самым успешным. Организаторы фонда Gotham Prize всячески подчеркивают необходимость выработки принципиально новых идей, которые отличаются от ныне доминирующих. Идей, относящихся к исследованиям питания, генетического фактора. По большому счету речь идет о создании атмосферы азарта, коллегиальности, ускорения решаемости проблемы, выработки новых способов лечения рака. Что ж, посмотрим, какой отклик наша инициатива получит.



Аллан Давыдов: Вдобавок к ежегодной выплате миллиона долларов автору лучшей идеи по борьбе с раком, фонд Gotham Prize будет также присуждать 250 тысяч долларов за лучшую новую идею в сфере детской онкологии.



Юрий Жигалкин: Рассказывал Аллан Давыдов.


Рок группа « Linkin Park » добилась неожиданного успеха. Их только что вышедший альбом « Minutes to Midnite » разошелся рекордным тиражом – было продано более шестисот тысяч экземпляров диска. Такого успеха не добивался в этом году ни один исполнитель.


XS
SM
MD
LG