Ссылки для упрощенного доступа

Саммит президентов стран Центральной и Восточной Европы в чешском городе Брно


Программу ведет Александр Гостев . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ефим Фиштейн .



Александр Гостев : Об интересных сторонах нынешнего саммита в Брно я побеседовал с моим коллегой, обозревателем Радио Свобода Ефимом Фиштейном.


Все говорят, что это мероприятие неформальное. Тем не менее, два главных вопроса, которые там обсуждаются, это Центральная Европа и будущее с Европейским Союзом и Центральная Европа и будущие отношения со странами Восточной Европы.



Ефим Фиштейн : Встреча центральноевропейских президентов, хотя и является любопытной и по своему уникальной платформой для двусторонних и многосторонних встреч политических деятелей Европы, тем не менее, определенных очертаний ведь у этого географического понятия нет. Что такое Центральная Европа - никто толком сказать не может. Отсюда и недоразумения. Грузия, например, не считается страной Центральной Европы, Украина - считается, и ее президент был приглашен, хотя и не приехал. Кроме того, президент Чехии Клаус воспользовался своим правом хозяина встречи и пригласил президентов Турции и Греции. Ни один из них не приехал.


Часть государств, представленных на встрече, является членами Евросоюза? Некоторые из них достаточно недавно, вроде скажем, "вышеградской четверки", а часть из них (я уже назвал Украину, но и другие восточноевропейские государства, которые почему-то считаются центральноевропейскими) пока еще не являются. У них есть хорошая перспектива, в частности у некоторых балканских некоторых стран (Босния, Македония и так далее), хорошая перспектива убедить президентов других центральноевропейских стран пролоббировать их интересы в Брюсселе.


Другой вопрос, который, возможно, на этой встрече будет затронут, отчасти и обсужден - это проблематика Косова. Это часть Сербии. А сербский президент, повторяю, приглашен, и принимает участие в этой встрече. Косово сейчас представляет свою проблему для Европейского Союза в целом, для Центральной Европы тоже, поскольку все-таки к Центральной Европе эта часть Сербии ближе. Поэтому там есть шанс что-то обсудить, что-то прозондировать. Платформа, повторяю, любопытная. Однако у нее нет конкретной программы и, наверное, быть не может.


Я вспоминаю время (всего лишь 10 лет назад), когда эта встреча начиналась, как встреча пяти центральноевропейских президентов. Тогда она называлась пентагональной, то есть пятигранной встречей. Сейчас она расширилась до уровня 16 государств. Поэтому встреча просто называется - встречей центральноевропейских президентов. Президенты приезжают, что называется, налегке, неформально. Некоторые из них привозят жен. Албанский президент на этот раз привез в Брно свою дочь. Президенты эти, естественно, имеют самое разнообразное прошлое. Некоторые из них бывшие коммунисты, другие - бывшие диссиденты. Одни, как болгарский президент Пырванов, много лет был членом Компартии, другие, как Лех Качинский или Борис Тадич из Сербии, - диссиденты. Самая разнообразная группа людей.



Александр Гостев : В России многие политологи привыкли определять уровень отношений между Россией, с одной стороны, и каким либо западноевропейским, центральноевропейским государством по уровню, как говорят, личной дружбы президента России с главой соответствующего государства. Есть ли такой аспект в отношениях центральновосточноевропейских государств? Можно ли назвать какие-либо имена президентов, которые считаются друзьями или недругами?



Ефим Фиштейн : Хотя я крайне скептически отношусь к возможности делать государственные дела, основываясь на личной дружбы, тем не менее, я вынужден констатировать, что принцип этот имеет силу, и имеет некоторую эффективность. Мы знаем такие примеры из отношений российско-американских или российско-германских. Есть они, несомненно, и в группе центральноевропейских президентов. Достаточно назвать личные теплые отношения между президентом Клаусом и нынешним президентом Польши Качинским. Я думаю, что этих примеров больше. Повторяю, люди эти весьма разнообразны, и порой судьба не свела бы, и за общий стол они бы не сели. Тем не менее, в данном случае, они имеют возможность все-таки посмотреть друг другу в глаза, используя любимое выражение Джорджа Буша, и найти в своем собеседнике нечто позитивное.



Александр Гостев : Ожидается ли подписание хоть каких-либо интересных документов, соглашений, или все ограничится, говоря простыми словами, исключительно неформальным общением за столом?



Ефим Фиштейн : Мне кажется, что подписать документы серьезные было бы просто невозможно в такой весьма разношерстной компании. Они и не собираются ничего подписывать. Они плотно и вкусно поужинают вечером в крепости Шпильберг над городом Брно. Они встретились с горожанами - 6 тысяч человек пришло их встречать. Они прошлись по красному ковру. Я думаю, что в этом смысле их программа полностью выполнена. Программа эта неформальная, как неформальным является и все это странное образование. Если же говорить, скажем, о хозяине, то, естественно, он пользуется таким случаем для повышения собственного престижа для усиления и укрепления собственного имиджа у себя в стране.



XS
SM
MD
LG