Ссылки для упрощенного доступа

Безопасность и свобода слова - две вещи, которые в России в дефиците


Программу ведет Андрей Шарый. Прини мает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Андрей Шарый : В Москве продолжает работу Всемирный конгресс Международной федерации журналистов. Там обсуждаются очень важные для журналистского цеха вопросы и проблемы. За ходом конференции следит корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Данила Гальперович : Безопасность и свобода слова - две вещи, которые в России в дефиците. Этот дефицит ощущается журналистами лучше многих. В идеале они, не чувствуя угрозы своей жизни и здоровью, должны работать свободнее и, тем самым, выполнять свой общественный долг. Ведь именно к общественным профессиям журналистику относит российский Закон "О средствах массовой информации". В том, что проблемы безопасности и свободы слова тесно связаны между собой, уверен и один из организаторов Международного конгрессе журналистов в Москве, председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов.



Всеволод Богданов : Когда-то Ельцин сказал, убивают же не только журналистов, и банкиров убивают, и еще кого-то. Но мне кажется, что трагизм ситуации, что это наносит огромный вред обществу и власти. Власть не знает, что, собственно говоря, думает общество, общество не видит своих лидеров, не видит новых идей, проектов, программ. Политический аншлаг настолько уже навяз в ушах, что общество отворачивается. Сегодня нет такой партии, которая бы народом была признана. Партии называются не по направлению какой-то политической мысли, по идеологии, а какие-то такие названия вычурные у партий сегодня. Это связано опять же с тем, что на медийном пространстве журналистики осталось от 3 до 5 процентов, остальное все пропаганда, технологии и угроза тем, кто занимается журналистикой. Вот в чем принципиальность ситуации и трагизм ее.



Данила Гальперович : Самому Союзу журналистов России в первый день конгресса пришло уведомление о том, что его права на пользование помещением на Садовом кольце в Москве закончились. Генеральный секретарь Международной федерации журналистов Айден Уайт считает, что в России журналистов преследуют чиновники и не защищает общество.



Айден Уайт : Я хорошо понимаю, что в России нет традиции гражданского общества. И Союз журналистов России - это одна из немногих независимых, неправительственных организаций. И здесь, если ты независимый, тебя сразу считают оппозиционером, что, в общем, нелепо.



Данила Гальперович : По словам Айдена Уайта, журналисты испытывают двойное давление - со стороны власти и со стороны собственников, которые могут сделать с работниками редакций все, что хотят.



Айден Уайт : Честно говоря, мы сюда приехали не оправдывать местные масс-медиа. Ведь проблема не только во властях. Было бы неправильно показывать пальцем только на власть и говорить - она виновата. Собственники масс-медиа также незнакомы с такой вещью, как плюрализм. Здесь есть мощные экономические структуры, которые владеют изданиями, и считают их при этом чем-то вроде личного аксессуара. У вас не может быть демократического плюрализма в обществе, если система масс-медиа так устроена.



Данила Гальперович : Конечно, не только в России журналисты рискуют жизнью ради правды. Джулиана Сгрена, журналистка итальянской газеты "Эль Манифесто", в 2005 году попала в заложницы к боевикам в Ираке, и при ее освобождении погиб офицер итальянского спецназад. Причем, застрелили его американские солдаты. На конгрессе Джулиана Сгрена в интервью Радио Свобода рассуждала на тему - стоит ли сейчас журналистам ехать в Ирак?



Джулиана Сгрена : Сейчас - нет, не стоит. Потому что просто отправляться туда, не имея возможности делать свое дело, просто рискуя собой, не получая всесторонней информации, не имеет смысла. Я много раз звонила своим друзьям в Багдад. Они говорят мне, что выбраться невозможно даже для небольшой поездки по округе. Если я не могу поговорить с людьми, то мне не зачем ехать. Получать сообщения от армейского пресс-центра? Так это мне неинтересно. Это я могу делать и через Интернет. Так что, сейчас для меня нет резона ехать в Ирак, потому что оттуда невозможно давать всю информацию.



Данила Гальперович : Но если в Ираке журналисты гибнут на войне, то в России 140 сотрудников масс-медиа погибли за последние 15 лет не в зоне боевых действий. Их просто убили за то, что они делали свое дело.



XS
SM
MD
LG