Ссылки для упрощенного доступа

В Беслане проходит акция «Тысяча дней без детей»


Программу ведет Кирилл Кобрин . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов .



Кирилл Кобрин : В Беслане сегодня проходит акция «Тысяча дней без детей». Ровно тысяча дней исполнилось захвату террористами школы в этом городе. Вчера суд Северной Осетии амнистировал трех милиционеров, которых обвиняли в халатности, в результате которой преступники смогли осуществить свои планы. Рассказывает наш корреспондент Олег Кусов.



Олег Кусов : В минувшую ночь на мемориальное кладбище Беслана пришли родственники погибших в результате террористического акта. Люди зажгли поминальные свечи. В своём обращении пострадавшие попросили сделать то же самое всех, кто не забыл о трагедии. До утра горели свечи и возле разрушенной средней школы. Поминальная акция прошла во дворе школы и днём. Сюда пришли жители города к 13 часам. Именно в 13 часов 5 минут 3 сентября 2004 года в школе произошёл первый взрыв. До сих пор пострадавшие не могут отыскать ответа на вопрос, что послужило причиной этого взрыва.


Накануне представительницы общественных организаций «Матери Беслана» и «Голос Беслана» выразили протест в районном суде, где было зачитано постановление об амнистии милиционеров, по халатности которых террористы смогли проникнуть в город и захватить школу. Слово адвокату пострадавших Таймуразу Чеджемову.



Таймураз Чеджемов: Они вовсе не против применения акта амнистии в отношении работников милиции, которые на скамье подсудимых находятся. Они против незаконного применения акта амнистии. Суть вопроса в том, что из самого содержания акта об амнистии усматривается, что амнистия применяется, и это общеизвестно, к лицам, которые совершили преступление. Это, конечно, обязывало суд на основе доказательств, которые представит обвинение, прежде чем применять амнистию, сделать вывод о том, совершили эти лица преступление, виновны они или нет. Это элементарно. Суд этого не сделал. Необходимость решения этого вопроса, тем более, обусловлена была тем, что в своем заявлении с просьбой применить к ним амнистию подсудимые указали, что они виновными себя не признают, что они невиновны.



Олег Кусов : Жителей Беслана возмущает, что никто так и не понёс ответственность за трагедию сентября 2004 года.



Таймураз Чеджемов: Женщины Беслана не хотят крови. Они не хотят, чтобы кого-то посадили или что-то они. Просят одно - назовите нам виновных. Потому что виновные эти очевидны. Не может же быть… Вон в Швейцарии привлекли 8 человек за халатность, а здесь погибли 187 детей одних, а виновных нет. Хотя их вина, мы считаем, абсолютно очевидна. Вот в чем проблема. Их не привлекают.



Олег Кусов : Говорил адвокат Таймураз Чеджемов.


В районном суде у потерпевших, как они сами говорят, не выдержали нервы. Они попытались вырвать у судьи лист с постановлением, сорвали жалюзи, с дверей судебных кабинетов содрали таблички с именами. Слово главному редактору сайта «Правда Беслана» Марине Литвинович.



Марина Литвинович: Эта реакция была вызвана очень простой вещью, а именно тем, что два с половиной года с момента теракта над ними, над матерями, которые потеряли своих детей, наше государство в лице суда, прокуратуры и других органов просто издевается и делает все, чтобы, во-первых, не были найдены и наказаны виновные, и показывает матерям, что государство просто не будет искать этих виновных, будет специально их покрывать, и показывает, что никакой справедливости в России матери не добьются. То есть самая главная мысль, которая вчера у матерей звучала, это то, что, оказывается, матери сами виноваты, что отправили своих детей в школу, и больше никто не виноват.



Олег Кусов : Пострадавшие считают, что власти пытаются оправдать должностных лиц, виновных в трагедии. Продолжает Марина Литвинович:



Марина Литвинович: С самого начала было понятно, что этот суд, судебное преследование осетинских милиционеров и ингушских милиционеров, суд над которыми начинается сегодня в Ингушетии, все это - суды над «стрелочниками», и потерпевшие это очень хорошо понимали, что пытаются просто подставить неких людей и назвать их виновными, и на этом поставить точку. Но, как мы видим, даже это не получается сделать. И самое главное для властей - это защитить оперативный штаб, который принимал решения, и, по моему мнению, именно по вине которого погибло большое число детей. Делается все, чтобы этот оперативный штаб - вообще даже не ставился вопрос о его виновности ни на каком уровне, ни в судебных инстанциях, нигде.



Олег Кусов : Общественные организации Беслана по-прежнему требуют привлечь к ответственности должностных лиц из ФСБ и МВД России. Говорит адвокат пострадавших Таймураз Чеджемов:



Таймураз Чеджемов: Вот совсем недавно мы вновь заявили ходатайство о привлечении к уголовной ответственности бывшего министра внутренних дел Дзантиева. При этом мы уже ссылались не на конкретные, не только на конкретные доказательства, которые имеются в деле, мы уже ссылались на доклад Парламентской комиссии, где Торшин неоднократно указывал, что в действиях этого человека есть признаки или состав преступления, предусматривающие халатность, то есть то, за что судили бесланских людей. Вот мы опять поставили вопрос о привлечении его к уголовной ответственности.


Мне что-то плохо верится в объективность Генеральной прокуратуры. У меня лично такое впечатление, да и у потерпевших тоже, что они решили привлечь только «стрелочников» виновных, а должностных лиц выше уровнем - я имею в виду членов оперативного штаба, по вине которых, в том числе, эта трагедия и случилась, и пришла к такому финалу, - их привлекать не хотят.



Олег Кусов : Жители Беслана, несмотря на противодействия чиновников, в своих требованиях намерены идти до конца. Говорит владикавказский правозащитник и общественный деятель Андрей Лебедев.



Андрей Лебедев : "Матери Беслана" уже, собственно говоря, не представляют собой сообщество людей, у которых одна цель, одни желания, одни стремления. Некоторые испытали психологический шок, если это можно назвать шоком. Они уже ничего не хотят. Они находятся в такой уже пожизненной ситуации. Другие, которые все-таки продолжают бороться за цели, которые были объявлены - объективное расследование причин трагедии, наказание всех виновных, им уже не на кого надеяться. Последние события это явно показали. Амнистирование бесланских милиционеров - это, можно сказать, пощечина обществу. Москва абсолютно не заинтересована сделать все, чтобы скрыть истинные причины, истинных виновников этого теракта. Теперь, судебная и местная власть показали, что они тоже абсолютно не заинтересованы в установлении истинных причин, наказание виновников.



Олег Кусов : Так считает владикавказский правозащитник и общественный деятель Андрей Лебедев.




XS
SM
MD
LG