Ссылки для упрощенного доступа

В Германии прошли массовые столкновения полиции с антиглобалистами


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.



Михаил Саленков: В Германии в эти выходные прошли массовые столкновения полиции с антиглобалистами, которые протестуют против проведения саммита «большой восьмерки» в ближайшие дни. 6-8 июня саммит пройдет в немецком городе Хайлигендамме. Сообщается, что среди пострадавших в результате этих столкновений сотни человек, и среди них немало полицейских. А по некоторым данным, стражей порядка среди пострадавших половина. Подробности узнаем у нашего корреспондента в Германии Юрия Векслера, который сейчас на прямой связи по телефону с Московской студией.


Юрий, есть ли точные сведения о пострадавших?



Юрий Векслер: Теперь уже все средства массовой информации цитируют одни и те же цифры, но они как бы из двух источников. Суммарно – 953 раненых. По сведениям полиции это – 433 полицейских, из которых 50 ранены тяжело. И по сведениям демонстрантов, которые сами считали своих раненых, - 520 демонстрантов, из которых 20 ранены тяжело. То есть почти тысяча человек. Это, конечно, шок для Германии. И отмечают во всех публикациях, что за последние 20 лет ничего подобного не помнят.



Михаил Саленков: Когда все началось?



Юрий Векслер: Это все началось в субботу во второй половине дня. В принципе, надо сказать, что эту демонстрацию по-прежнему многие из ее участников считают большим успехом. Сами участники считают, что их было 80 тысяч человек, и это были очень разные организации, собравшиеся вместе для мирного протеста. И цель была именно такая. Это были и христианские, и правозащитные организации, и Гринпис, и поэтому они все очень были горды этим. По оценкам полиции, их было 30 тысяч человек, но это очень трудно оценить, потому что в городе Ростоке, где это проходило, было два маршрута демонстраций, и, как теперь понятно, полиции было недостаточно. Странно это, потому что 100 тысяч ожидалось, должно было быть достаточно полиции. Поэтому все это было вначале очень мирно, до тех пор, пока из Гамбурга не приехали группа примерно в 2-3 тысячи человек анархистов, которые, судя по первым допросам арестованных, известные полиции люди, и главная их цель – подраться, устроить дебоши, поджигать машины. И это довольно типично. Но все-таки в результате все равно шок, потому что это Берлин, который раньше имел дело с анархистами на демонстрациях 1 мая, научился с ними работать. У нас так называемая тактика деэскалации действует, полиция знает многих в лицо, полицейские в гражданской одежде заговаривают с ними на улице, показывают им, что они их видят, и в результате в Берлине насилие идет на убыль. А тут было, конечно, ничем не прикрыто. Многие считают, тем не менее, что виновата сама полиция, которая дала себя спровоцировать. И уж совсем печальное дело, что полиция, ее руководители чисто тактически имеют на своем счету большую неудачу: они позволили этой группе в 2 тысячи человек, в основном людям, кстати, в черном и в масках, окружить часть полицейских и забросать их булыжниками. Отсюда такое количество раненых.



Михаил Саленков: Юрий, несомненно, власти Германии готовились к выступлениям антиглобалистов и анархистов. А какие подготовительные меры принимались?



Юрий Векслер: Готовились, конечно. Но, видимо, всех успокоило, что накануне в Гамбурге во время встречи министров иностранных дел с азиатскими странами была мощнейшая попытка такого рода, но там полиция реально стояла по обе стороны идущей демонстрации и очень четко работала, и не дала возможности разыграться насилию. Здесь же, я еще раз говорю, многие пишут, что полиция спровоцировала в некоторых случаях насилие. Дело в том, что эта группа существует так. Если хотя бы одного из них, как им кажется, полицейские уже задели несправедливо, то тогда все за одного идут сражаться. Что касается саммита, то это другой аспект. Конечно, все думают сегодня про саммит. У нас, видимо, завтра или послезавтра конституционный суд будет решать вопрос по жалобе. На данный момент демонстрация запрещена на расстоянии менее чем 5 километров от места проведения саммита, то есть большая вероятность, что суд, тем не менее, восстановит демократические нормы и разрешит демонстрации, как раньше говорилось, в 200 метрах от установленного забора.



Михаил Саленков: Юрий, я как раз вас и хотел спросить, вот эти столкновения и эти беспорядки, они произошли в немецком городе Росток, а сам саммит будет проходить в Хайлигендамме. Эти города находятся недалеко друг от друга?



Юрий Векслер: Да, они очень близко друг от друга, это все север Германии, ее курортная уже часть. Это, собственно, часть, продолжающая балтийское побережье. И там есть два лагеря сегодня уже людей, которые хотят демонстрировать. По некоторым оценкам, порядка 60 тысяч человек уже на данный момент, которые в палатках готовятся к демонстрациям и протестам.



Михаил Саленков: Юрий, а почему именно Хайлигендамм был выбран для встречи лидеров «большой восьмерки»? И вообще, что можно рассказать об этом городе?



Юрий Векслер: Я знаю не очень много. Во-первых, знаменательно, что это первый раз на территории бывшей ГДР происходит. Это знаменитый немецкий курорт, это курортная зона, она состоит из санаториев, специально отреставрированных отелей теперь для встречи «восьмерки». Она огорожена теперь, для встречи этих лидеров, 12-километровых забором стоимостью 12 миллионов евро высотой в 2,5 метра. Почему? Видимо, Ангеле Меркель было очень лестно и хотелось показать мировым лидерам, чего достигла Германия после объединения по восстановлению той территории, которая была в ГДР. Это мое предположение. Думаю, что примерно так оно и было – это было ее личное желание принять гостей там.



Михаил Саленков: Спасибо большое, Юрий.


XS
SM
MD
LG