Ссылки для упрощенного доступа

В Лондоне состоялась презентация книги "Смерть диссидента"


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына.



Андрей Шароградский: Сегодня в Лондоне состоялась презентация книги под названием «Смерть диссидента», книга имеет так же подзаголовок «Отравление Александра Литвиненко и возвращение КГБ». С авторами книги - вдовой Александра Литвиненко Мариной и правозащитником Александром Гольдфарбом - побеседовала наш корреспондент в Великобритании Наталья Голицына.



Наталья Голицына: Книга «Смерть диссидента» опубликована не только в Англии. Одновременно в понедельник она появилась на книжных прилавках Франции, Германии, Бельгии, Голландии и Польши. Через неделю с ней смогут ознакомиться читатели Америки, Канады и Австралии. А еще до осени она выйдет в Японии и Бразилии, Эстонии и многих других странах. Всего издательство «Фри пресс» (это отделение известного издательства «Саймон и Шустер») планирует выпустить книгу, в которой 384 страницы, в 22 странах на 14 языках. Книга писалась на английском языке, поэтому ее издание на русском зависит от заинтересованности российских издателей и доброй воли российских властей. О содержании книги рассказывает один из ее авторов, Александр Гольдфарб.



Александр Гольдфарб: В книге как бы переплетаются три истории. Одна история - это история Саши и Марины и Толика, то есть семьи Литвиненко. Начиная где-то с момента их встречи по существу в 1993-1994 году Марины и Саши и вплоть до нынешнего дня. Вторая история - это история взаимоотношений Путина и Березовского. Потому что все, кто знает детали этой истории, прекрасно понимают, что Саша оказался как бы втянутым в противостояние этих двух очень, я бы сказал, очень важных и сильных людей, Путина и Березовского. Их сначала дружба и сотрудничество, потом вражда и, собственно, были той интригой, в которую оказался вовлечен Саша и в результате поплатился жизнью. Они все втроем, естественно, лично знакомы и большая часть рассказа - это об их диалогах, о личных встречах Путина с Березовским, Литвиненко с Путиным, Литвиненко с Березовским и так далее, вся вот эта интрига. И третья часть - это история России за последние 10 лет с упором на войну в Чечне. Потому что многое из того, что произошло, к сожалению, с Россией, с реформами и с демократией было результатом, во всяком случае, в какой-то мере следствием этих двух войн.



Наталья Голицына: А вот как вдова Александра Литвиненко и соавтор книги «Смерть диссидента» Марина Литвиненко объясняет, почему она взялась за книгу о муже.



Марина Литвиненко: Для меня, может быть, это стало каким-то подспорьем, я бы, наверное, сказала. Потому что и до сих пор, а тем более с самого начала мне было очень трудно говорить об этом, соглашаться на какие-либо интервью. Потому что боль, которую я продолжаю испытывать, она просто очень тяжелая. Потом, работая над книгой, я получила эту возможность, каким-то образом излить свои чувства, свои переживания, сказать о том, что было в нашей жизни вместе с Сашей. А потом я главное поняла, что это нужно людям - узнать, кто был Саша, что с ним случилось, почему мы оказались в Лондоне. Почти четыре месяца потребовалось, чтобы Королевская прокуратура выдвинула обвинение Луговому. Это говорит о том, что доказательная база собрана была очень серьезная, несмотря на то, что с первого дня Луговой, предполагалось, что он был подозреваемым, хотя он никогда себя не считал этим подозреваемым. Но тогда, когда Королевская прокуратура объявила его виновным в смерти моего мужа, у меня сомнений на этот счет нет никаких. И в данном случае он для меня виновной и его заявление на пресс-конференции в данном случае для меня - это только форма защитить себя, причем не самая лучшая форма. Потому что еще зимой ему предлагалось приехать в Лондон и, если он считал себя невиновным, доказать это, но он не сделал. Только после того, когда ему было выдвинуто обвинение, он озвучил все свои предположения на этой пресс-конференции. Я просто еще раз хочу сказать, для меня он убийца моего мужа.



Наталья Голицына: Главное отличие книги Марины Литвиненко и Александра Гольдфарба - это попытка исследовать мотивы преступления. Вот как говорит о них Александр Гольдфарб.



Александр Гольдфарб: У Лугового не было никаких мотивов совершать это преступление и Королевская прокуратура ничего не говорит о возможных мотивах преступления. Но в книжке мы исследуем с нашей точки зрения эту теорию и приходим к выводу, что мотивом преступления было в первую очередь личное противостояние Путина и Березовского. Потому что, как сам Путин говорил неоднократно, что Литвиненко для него был слишком... как бы объектом, не заслуживающим его внимания, самого Путина. Путин говорит, "кто я, а кто он, почему я должен был его убивать". По сути, он это высказывал несколько раз другими словами немножко. И в этом есть доля истины. Путину как бы незачем было убивать Сашу Литвиненко, кроме как по одной причине - для того, чтобы повесить это преступление на Березовского. Точно так же, как те, кто говорит, что Березовский совершил преступление, говорят, что он сделал это для того, чтобы каким-то образом повредить Путину. И вот эта зеркальность этих двух версий, одна, что это Березовский либо Путин, и каждый из них сделал это якобы для того, чтобы повредить другому, и составляет главную интригу книги и главную интригу всей этой истории. Как бы все серьезные люди, и об этом много писалось даже в российской прессе в последние дни, что если это не Березовский, то это Путин, а если это не Путин, то это Березовский и больше некому. Так вот в книге приводятся аргументы, почему мы думаем, что это Путин. Во-первых, полоний. Не было у Березовского никакой возможности достать полоний, и если бы она у него была, это было бы очень легко проверить.


Второе - это Луговой, как бы его поведение во время убийства, все эти передвижения и все прочее. Во-вторых, его поведение после, все эти фантастические утверждения, что британская разведка устроила в центре Лондона теракт. Все это вместе как бы заставляет, как мы надеемся, непредвзятого читателя, который сталкивается с этой зеркальной дилеммой, Путин - Березовский, выбрать свое что ли решение, потому что мотив есть и у той и у другой стороны. Но главное в этом - это полоний, конечно. Не найди англичане полоний, что произошло достаточно случайно, не было бы ни Лугового, преступление осталось бы нераскрытым и каждый толковал бы это так, как это ему нравится. То есть большинству людей в России нравилось бы, конечно, считать Березовского злодеем и так бы осталось, что это Березовский, многим на Западе хотелось бы считать Путина злодеем, и все бы думали, что это Путин. Но сейчас этот вопрос решен, он решен благодаря блестящей совершенно деятельности Скотланд-Ярда, который нашел все-таки полоний и установил, куда ведут следы, - следы ведут в Кремль.



Наталья Голицына: Андрей Луговой заявил, что Александр Литвиненко был агентом английской разведки, а замминистра МВД России даже утверждал, что Литвиненко якобы нелегально приезжал в Чечню, где занимался ликвидацией свидетелей контактов Березовского и Басаева. Марина Литвиненко категорически отвергает эти утверждения.



Марина Литвиненко: Я не могу со стопроцентной гарантией сказать, что я знаю все митинги Сашины, с кем он встречался, или до конца людей, с кем он общался. Но я могу со стопроцентной гарантией сказать, что я не жила с агентом разведки. Это предполагает определенный образ жизни. Во всяком случае, таких темных пятен Сашиной жизни в Англии я не чувствовала и не наблюдала. Опять же, выступление Лугового, хоть оно и выглядело личным выступлением, все равно чувствовалось, что всей этой кампанией руководит организация, которую мы можем назвать ФСБ, что это выглядело очень хорошо отрежиссированным спектаклем по старым моделям КГБ. Но после того как выступил официальный представитель, то это является прямым доказательством, что идет организованная кампания по дискредитации моего мужа даже после смерти. Конечно же, Саша никогда не ездил в Россию. Саша был очень законопослушным человеком, и, зная, что у него только трэвел-документ, который в любом случае запрещает ему уехать в Россию, он никогда не мог этого совершить.


XS
SM
MD
LG