Программу ведет Кирилл Кобрин . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская .
Кирилл Кобрин : Общественная правозащитная организация "Гражданский контроль" совместно с немецкими юристами провела в Петербурге семинар "Международный уголовный суд". Цель таких семинаров - ускорить присоединение России к Римскому статуту Международного уголовного суда, участниками которого являются 104 государства. Суд рассматривает только самые тяжелые преступления - геноцид, преступления против человечности и военные преступления. Рассказывает наш корреспондент в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.
Татьяна Вольтская : Международный уголовный суд - это постоянный орган, действующий с помощью Организации Объединенных Наций и осуществляющий юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества. Штаб-квартира Международного уголовного суда находится в Гааге. О том, что представляет собой этот орган, говорит модератор семинара, адвокат Балтийской коллегии адвокатов Елена Топильская.
Елена Топильская : Тема мало изучена в России. Наши юристы не обладают всей полнотой информации, которой должны были бы обладать, с учетом того обстоятельства, что Римский статут, определяющий правила деятельности Международного уголовного суда, безусловно, очень важного международного института, подписан Российской Федерацией, но еще не ратифицирован. Это международный институт, который создан для преследования преступлений против человечности, против мира, против военных преступлений в том случае, если национальная система правосудия не в состоянии или не желает (имеются в виду власти) преследовать физических лиц, виновных в этих преступлениях. Отвечает не государство, а физические лица. Эта проблема интересна, мне кажется, всем юристам без исключения. Потому что предоставляет пищу для размышлений и для исследований и специалистам в области уголовного права, и специалистам в области уголовного процесса, и криминологам, и политологам, и социологам.
Презентацию программы, посвященную распространению знания о Международном уголовном суде, осуществляли немецкие эксперты, которые очень заинтересованы в том, чтобы как можно больше стран ратифицировало Римский статут, отчасти и потому, что Германия имеет очень хороший положительный опыт по имплементации Римского статута в немецкое законодательство. Они уже эту стадию прошли. Поэтому имеют право учить юристов других стран, как это делать.
Татьяна Вольтская : Почему так важно участие России, говорит координатор проекта "Информационная и ратификационная кампания о деятельности Международного уголовного суда в России, Турции и странах Центральной Азии" Ханс Борн.
Ханс Борн : Мы работаем не только с Россией в рамках нашего проекта. Но Россия для нас особо важна. Чтобы предать больше веса и силы Международному уголовному суду, нужно привлечь великие державы. Помимо России это еще США, Китай и Индия. Все они не ратифицировали договор. Он бы мог более эффективно работать, и имел бы больше веса, если бы все эти страны присоединились к Римскому статуту.
Татьяна Вольтская : Что же препятствует России присоединиться к Римскому статуту? Елена Топильская:
Елена Топильская : Есть ряд как технических, так и политических препонов на пути ратификации крупными государствами Римского статута. Технические препоны - это необходимость серьезного изменения национального законодательства для того, чтобы страна присоединилась к Римскому статуту. А политические препоны, наверное, всем понятны. Во-первых, это опасения, что преследовать Международный уголовный суд будет равно как мятежников, так и федеральные структуры. Потому что не предполагает деятельность Международного уголовного суда какого-либо иммунитета, защиты от преследования.
Татьяна Вольтская : О значении Международного уголовного суда говорит президент Международной коллегии адвокатов "Санкт-Петербург" Валентина Левыкина.
Валентина Левыкина : Большая часть мировой общественности понимает необходимость существования Международного уголовного суда. Прекрасно понятно каждому юристу, во всяком случае, и значимость тех преступлений, которые будут наказываться международной общественностью. Поэтому, я считаю, что вопрос в любом случае должен быть решен. На сегодняшнем этапе нам нужно готовиться к этому более серьезно, чем мы готовились до настоящего времени. Процесс, действительно, очень сложный. Действительно, будет очень много препятствий и проблем в изменении законодательства. Нужно готовить специалистов, нужно готовить законодательную базу. Это этап не одного года. Поэтому если в планы нашего государства все-таки входит ратификация, то относиться к этому надо более серьезно, более тщательно, чем мы делали до этого времени.
Татьяна Вольтская : И опыт немецких коллег в этом отношении бесценен, заключает Валентина Левыкина.