Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Путин и Джордж Буш обсудят в рамках саммита "большой восьмерки" ситуацию вокруг системы ПРО


Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Праге Ирина Лагунина.



Никита Татарский: Владимир Путин и Джордж Буш обсуждают сегодня в рамках саммита «большой восьмерки» в Германии ситуацию вокруг противоракетной обороны. За развитием событий следит специальный корреспондент Радио Свобода, работающий на саммите, Ирина Лагунина.



Ирина Лагунина: Второй день саммита «большой восьмерки» – по традиции самый насыщенный. Курортное местечко Хайлигендамм не исключение. С полудня по московскому времени лидеры встречаются в полном составе за круглым столом. Повестка дня, предложенная канцлером Германии Ангелой Меркель, включает в себя в первую очередь выработку общих мер по борьбе с климатическими изменениями. Но уже накануне стало ясно, что консенсуса по этому вопросу добиться будет трудно. Срок действия Киотского протокола истекает в 2012 году. Меркель предлагала остаться в рамках переговорного процесса ООН и принять обязательство к 2050 году сократить выброс углекислого газа в атмосферу наполовину от уровня 1990 года. Страны «большой восьмерки» ответственны за 40 процентов выбросов, хотя их население – всего 13 процентов от всего населения земного шара. Джордж Буш накануне саммита выступил с инициативой создать новый механизм по истечение Киотского протокола и пообещал созвать основных загрязнителей атмосферы – то есть, «большую восьмерку» плюс Китай, Индию и Бразилию – в 2008 году. Судя по заявлениям американского президента, эта его позиция не изменилась.



Джордж Буш: Я также приехал сюда с желанием работать над соглашением после Киото – о том, как мы можем достичь наших общих целей. Первая, конечно, снижение выброса порождающих парниковый эффект газов. Вторая – независимость от источников энергии, в нашем случае – от нефти из тех частей мира, где у нас порой есть друзья, а порой и недруги.



Ирина Лагунина: За выработку соглашения лоббируют не только представленные на саммите многочисленные экологические организации, но и ученые в той же Африке, помощь которой стоит вторым вопросом в повестке дня нынешней встречи. Я позвонила в Университет Лагоса в Нигерии. Говорит доктор Ийола Они, изучающий климатические изменения в своей стране.



Ийола Они: Изменение климата принесло проблемы в Нигерию. В результате изменения климата мы стали жертвами того, что сельскохозяйственные земли испорчены наводнениями и эрозией. Смыты поля, смыты дома. И нужны срочные действия, чтобы побороть эти последствия изменения климата. Мы рассчитываем, что страны «большой восьмерки» снизят выброс вредных газов. Более того, мы ожидаем, что они разработают технологии и предоставят их нам, чтобы помочь развивающимся странам преодолеть последствия изменения климата.



Ирина Лагунина: Но повестка дня саммита – не только климат и Африка. В плане дня – двусторонняя встреча президентов России и Соединенных Штатов. Ожидается, что будет поднят вопрос о системе противоракетной обороны в Европе, против которой Россия выступила столь резко, что даже не исключила возможность нацелить на Европу ядерное оружие. Джордж Буш перед этой встречей заметил, что Россия – не враг, военного ответа со стороны Запада быть не может. И сослался на заявление президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада, что иранскую ядерную программу уже не остановить. А значит, надо строить ПРО, и Россию пригласили к участию в этом процессе. Правда, американский президент пообещал расспросить Владимира Путина по поводу избирательного процесса в России. По поводу риторики Кремля выступил и президент Европейской комиссии Мануэль Баррозо.



Мануэль Баррозо: Для меня самый большой вызов – не эта риторика «холодной войны». Мне она кажется странной и совершенно оторванной от реальности. Реальные проблемы мира не в этой риторике «холодной войны». Она абсолютно неприемлема.



Ирина Лагунина: Однако когда Бароззо спросили, стоит ли исключить Россию из «большой восьмерки», он ответил твердо «нет». С Россией надо говорить и обсуждать спорные вопросы.


Для британского же премьер-министра Тони Блэра самым спорным с Россией оказался вопрос отравления в Лондоне бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко и выдача британскому правосудию Андрея Лугового. И Блэр в беседе с Владимиром Путиным собирается поднять именно эти вопросы.


В остальном же встреча будет продолжать традиции. Одна из них, начатая именно Тони Блэром два года назад на саммите в шотландском городке Глиниглз, – собирать параллельно с лидерами детей из стран «большой восьмерки». Саммит J 8 – детский саммит – пройдет и в Хайлигендамме.


И все это – на фоне протестов антиглобалистов. Они лишь иногда поют, намного чаще они устраивают потасовки с полицией и пробивают кордоны оцепления встречи.


XS
SM
MD
LG