Ссылки для упрощенного доступа

Второй день саммита "большой восьмерки": главная тема – изменения климата


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ирина Лагунина.



Дмитрий Волчек: Сегодня второй день саммита "большой восьмерки" в Хайлигендамме, он же первый официальный рабочий день. И сейчас мы подведем итоги первых заседаний, встреч и дискуссий. С нами на связи специальный корреспондент Радио Свобода на саммите Ирина Лагунина.


Ирина, какие вопросы обсуждались сегодня?



Ирина Лагунина: Сегодня первым в повестке дня стоял вопрос о борьбе с парниковым эффектом, о сокращении выброса углекислого газа в атмосферу. Но об этом мы поговорим чуть подробнее потом. А я просто перечислю, что еще сегодня сумели и успели сделать лидеры "большой восьмерки". Например, в рамках "большой восьмерки" прошла встреча так называемого "саммита юношеской «восьмерки»", это юноши, девушки, представители тех же стран, лидеры которых присутствуют здесь, в Хайлигендамме. Эту традицию начал два года назад на саммите в шотландском местечке Глениглс Тони Блэр, и вот она здесь была продолжена. Дети, впрочем, тоже поднимали те же вопросы, какие должны были обсуждать и взрослые сегодня. То есть это тот же парниковый эффект, изменение климата. Более того, было высказано пожелание в адрес лидеров затронуть тему социальной ответственности крупных компаний, что весьма заинтересовало Владимира Путина, и он сказал, что он тоже хотел именно эту тему обсудить, но, к сожалению, времени на саммите не было это сделать. В конце концов, уже во второй половине дня состоялась двусторонняя встреча Владимира Путина и Джорджа Буша. Российский и американский президенты обсудили стратегические проблемы, возникшие между двумя странами, и этой встречи сегодня все ждали, как кульминации сегодняшнего дня саммита.



Дмитрий Волчек: Как большой прорыв оценивают наблюдатели достигнутую сегодня договоренность о сокращении выброса парниковых газов. В чем ее суть?



Ирина Лагунина: Это, скорее, не прорыв, а очень хороший компромисс. Ангела Меркель настаивала на том, чтобы страны взяли на себя обязательства к 2050 году сократить наполовину выброс углекислого газа в атмосферу. Этой цифры в финальном документе не указано. Зато есть фраза о том, что государства взяли на себя обязательства существенно сократить выброс парниковых газов в атмосферу. Тем не менее Ангела Меркель попыталась представить, по крайней мере нам, журналистам, этот компромисс, как возможность и дальше работать в рамках ООН, а не в рамках какой-то отдельной группы, как это предлагал сделать до начала саммита Джордж Буш, президент Соединенных Штатов. Вот заявление Ангелы Меркель...



Ангела Меркель: Развивающиеся страны расценивают сам процесс и свои обязательства по сокращению выброса углекислого газа намного серьезнее в рамках ООН, нежели чем в том случае, если мы будем подходить к этому вопросу индивидуально. В условиях глобализации для меня ООН является наиболее подходящей организацией. Мы достигли этого, и это очень хорошо для всех участников встречи.



Ирина Лагунина: В кулуарах встречи это соглашение, конечно, расценивают по-разному. Здесь присутствует огромное количество заинтересованных экологических групп, неправительственных организаций, в том числе очень активно действует "Гринпис". Вы слышали, сегодня "Гринпис" даже направил 11 лодок и прорвал морскую оборону саммита двумя лодками. В результате береговая охрана и полиция сбивали их волнами. Но "Гринпис" был к этому готов, у всех были плавательные жилеты. Тем не менее "Гринпис" сразу же заявляет, что если не будут взяты конкретные обязательства с конкретными цифрами, то любое достигнутое расплывчатое соглашение не будет иметь смысла. Вот что сказал мне представитель "Гринпис" Дэниел Митлер...



Дэниел Митлер: Мы это сделали, потому что лидеры "восьмерки" все еще находятся в нерешительности. Нет никаких серьезных договоренностей. Даже повестка дня не согласована. Они просто сотрясают воздух. А меж тем в ближайшие 24 часа нужно принять решение, как того требует наука: к 2050 году на 50% сократить выброс углекислого газа в атмосферу, довести этот показатель до уровня 90-х годов. Любой иной исход будет означать безрезультатность саммита.



Ирина Лагунина: Вместе с тем на саммите присутствует достаточное количество ученых, научных представителей и представителей бизнеса, которые занимаются экологическими проблемами. Они расценивают то, что было достигнуто в Хайлигендамме, весьма положительно. Я поговорила сегодня с директором Института физики плазмы имени Макса Планка Александром Бродшоуа...



Александр Бродшоуа: Не стоит забывать, что президент Буш прошел большой путь по той дороге, которую никто из нас и представить не мог еще три года назад. Он начал признавать тот факт, что есть проблемы изменения климата, что надо сокращать выброс углекислого газа в атмосферу и что страны мира, особенно индустриальные страны, как, впрочем, и развивающиеся, должны совместно принять меры.



Ирина Лагунина: Единственное, что волнует заинтересованные стороны, причем, все заинтересованные стороны - от ученых до активистов неправительственных организаций, это насколько будут выполняться хотя бы те договоренности, которые взяты сегодня на себя лидерами "восьмерки" и не повторится ли то же самое, что случилось в свое время с обещаниями помочь Африке. Помощь Африке только снижается. Но, впрочем, об Африке мы будем говорить завтра.



Дмитрий Волчек: Ирина, вы уже упомянули прошедшую сегодня встречу президентов США и России, отметили ее важность. О проблемах в российско-американских отношениях сказано в последние дни немало. Были предсказания о том, что разговор будет трудным и конфликтным в основном из-за вопроса о противоракетной обороне. Говорили о том, что от былого взаимопонимания между Владимиром Путиным и Джорджем Бушем не осталось и следа. Вот сегодняшняя встреча подтвердила или опровергла суждения тех, кто предсказывает неизбежность новой холодной войны?



Ирина Лагунина: До начала этой встречи Джордж Буш обещал, что он попытается убедить российского коллегу в том, что надо, по крайней мере, снизить накал риторики, и в том, что не надо рассматривать эту систему противоракетной обороны, как нечто, направленное против России. Буш подтвердил нам, журналистам, что именно он это и пытался сделать в ходе этой встречи. Давайте послушаем заявление Джорджа Буша.



Джордж Буш: У Владимира и меня сейчас был очень конструктивный диалог, в частности, о противоракетной обороне. Он выразил свою озабоченность мне. Его озабоченность состоит в том, что противоракетная система не является актом, который сделал бы друг. Он сделал некоторые интересные предложения. И в результате этого мы решили провести стратегический диалог, в котором будут задействованы представители государственного департамента, военных структур. Это будет серьезная стратегическая дискуссия. Это очень серьезный вопрос, и надо удостовериться в том, что каждая сторона понимает позицию другой стороны полностью.



Ирина Лагунина: Правда, Владимир Путин сразу же поправил, что он никогда не произносил слова "друг", которое упомянул Джордж Буш. Тем не менее тон Владимира Путина был несколько более жестким. Вот заявление российского президента...



Владимир Путин: Я хочу подтвердить все, что сказал президент Соединенных Штатов, кроме одного: я не говорил, что друзья так не поступают. У нас есть понимание общих угроз, но есть расхождения, расхождения в том, какими путями, какими средствами мы можем преодолеть или предотвратить эти угрозы. Мы внимательно рассмотрели предложения американской стороны, и у нас есть собственные идеи, я их подробно изложил. Первое предложение заключается в том, чтобы использовать арендуемую нами в Азербайджане радиолокационную станцию Габала.



Ирина Лагунина: Но не только использовать арендуемую РЛС в Азербайджане в качестве условия выставил Владимир Путин. Он также предоставил в весьма ультимативной форме вопрос о том, чтобы иметь равный доступ к управлению любой системой противоракетной обороны. Взамен российский президент пообещал, что тогда Россия сможет снять вопрос о нацеливании ядерных ракет на территорию Европы и тогда, как сказал Владимир Путин, не надо будет размещать наши ударные комплексы вблизи европейских границ. И сразу же за этим предупредил президента США о невозможности односторонних действий в будущем.



Дмитрий Волчек: Из-за особых мер безопасности район проведения саммита окружен заграждениями, которые пытаются штурмовать антиглобалисты. Хайлигендамм в немецкой прессе сравнивают с клеткой. Комфортно ли себя чувствуют журналисты на саммите?



Ирина Лагунина: Журналисты себя чувствуют комфортно, и работа 5000 моих коллег здесь поставлена на редкость удачно и профессионально. Единственное, что начинает, откровенно говоря, немножко надоедать нам всем, это попытки германской стороны убедить нас в необходимости сохранять и охранять климат. Дело в том, что нам здесь уже второй день предлагают (я сегодня списала это с меню) биологические ржаные булочки с биологической салями или с биологическими яйцами.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG