Ссылки для упрощенного доступа

«Азербайджан увяжет вопрос о РЛС с восстановлением территориальной целостности»


Жители габалинского округа надеются, что приход сюда американцев принесет им новые рабочие места
Жители габалинского округа надеются, что приход сюда американцев принесет им новые рабочие места

«Габалинская РЛС является собственностью Азербайджана и без нас какие-либо действия в ее отношении невозможны. Эту позицию принимают и Россия, и США». Так прокомментировал глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров выдвинутое в четверг президентом России Владимиром Путиным предложение использовании Габалинской РЛС совместно с США или в интересах США.


По словам Мамедъярова, эта тема поднималась в ходе визита в прошлом месяце в Баку главы МИД России Сергея Лаврова, сообщает корреспондент РС Фарид Арифоглу. Российская сторона предложила совместно использовать РЛС или делиться информацией с американцами. Что же касается США, то с ними переговоры на эту тему носили сугубо предварительный характер.


Позиция Азербайджана заключается в том, что необходимы консультации в двустороннем или трехстороннем формате.


Что касается конкретных форм сотрудничества, включая возможный пересмотр условий аренды радиолокационной станции, то это является предметом дальнейших консультаций, сказал г-н Мамедъяров. На вопрос, не приведет ли реализация инициативы Москвы к ухудшению отношений Баку с Тегераном, министр ответил, что не видит для этого оснований. Наоборот, как полагает Мамедъяров, совместное использование РЛС будет способствовать «большей стабильности в регионе», поскольку сделает ситуацию более предсказуемой.


Директор Азербайджанской службы Радио Свобода Кенан Алиев полагает, что Баку попытается использовать интерес мировых держав к РЛС, чтобы усилить свои позиции в регионе.


- Насколько неожиданным для руководства Азербайджана было предложение, с которым выступил президент России Владимир Путин на саммите «восьмерки»?


- Это не было неожиданно. Азербайджанские официальные лица уже говорят о том, что этот вопрос обсуждался в ходе визита министра иностранных дел России Лаврова в Баку. Этот вопрос был согласован с Баку, и не случайно, что Путин поднял этот вопрос во время встречи «восьмерки». Это тоже подтверждает то, что Путин в своем выступлении заявил, что он имел беседу с азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым, который [с его слов] сказал, что Азербайджан был бы рад участвовать в вопросах безопасности, которые касаются Соединенных Штатов и России. Я думаю, что этот вопрос был согласован с Баку. Это не было неожиданностью для Азербайджана.


- Какие выгоды может извлечь Азербайджан из такого рода сотрудничества?


- Само то, что Азербайджан может стать центром, где интересы Соединенных Штатов и России могут совпадать, что Азербайджан может стать элементом системы мировой безопасности, повышает стратегическую важность Азербайджана как для Соединенных Штатов, для Запада, так и для России. Азербайджан может извлечь для себя выгоду, повысив свой имидж на мировом уровне, оказавшись важным игроком мировой политики. Азербайджан может потребовать гарантий безопасности для себя, и попросить Россию и США предпринять больше усилий для решения карабахского конфликта. Азербайджан видит этот вопрос в контексте восстановления своей территориальной целостности.


- Как мы знаем, Россия является сопредседателем нескольких групп ОБСЕ по Карабаху, но и Соединенные Штаты являются участником этого переговорного процесса. У этих стран есть конкретный интерес в Азербайджане. Если они примут решение использовать Галабинскую радиолокационную станцию совместно, то, безусловно, Баку может потребовать от этих стран активизировать к тому, чтобы решить этот конфликт в пользу Азербайджана. Уже звучат оптимистические заявления перед встречей Алиева и Кочаряна (Ильхама Алиева и Роберта Кочаряна, президентов Азербайджана и Армении – РС) в Санкт-Петербурге, которая состоится 10 июня. Я думаю, что оптимизм с азербайджанской стороны в большей степени связан с тем, что Азербайджан сейчас получил такую возможность повлиять на этот конфликт положительно, учитывая то, что происходит вокруг Габалинской станции.


- Насколько позиция Азербайджана по этому вопросу продиктована его непростыми отношениями с Ираном?


- Баку в них очень осторожен, Баку не хочет испортить свои отношения с южным соседом. Но, когда идет вопрос о мировой безопасности, когда идет вопрос о том, что интересы США и России могут совпадать в этом вопросе, и Азербайджан становится участником этого процесса, то, конечно же, Азербайджан будет больше исходить из этого. Азербайджан будет больше учитывать интересы Москвы и Вашингтона, чем Тегерана.


- У Азербайджана нормальные отношения с Ираном, но эти отношения всегда были очень деликатными. Как вы знаете, в Иране проживает больше 20 миллионов азербайджанцев.


- Нет ли возращений против расширения использования РЛС со стороны азербайджанской оппозиции или экологов?


- Наш корреспондент сейчас находится в Габале. Он опросил местных жителей, что они думают о инициативе Москвы. Оказалось, что многие люди даже не знали, что такое предложение есть. Некоторые считают так: зачем это отдавать американцам или русским? мы сами можем это использовать. Конечно, они не понимают, что Азербайджану такая станция практически не нужна. Но многие надеются, что если вдруг такое сотрудничество получится между Москвой и Вашингтоном, то появятся новые рабочие места, или будет какая-то компенсация местному населению.


- Позиция оппозиции пока что нам не известна. Но в принципе большинство в Азербайджане отнесутся к этой идее нормально. Потому что это увеличит стратегическую роль Азербайджана в мировой политике.


XS
SM
MD
LG