Ссылки для упрощенного доступа

Cаммит "большой восьмерки" завершился в Германии


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ирина Лагунина .



Андрей Шароградский : Начнем с саммита «большой восьмерки», который только что завершился в Германии, в курортном местечке Хайлигендамм. В прямом эфире наш специальный корреспондент на саммите Ирина Лагунина.


Ирина, здравствуйте! Давайте, прежде всего, подведем итоги саммита. Расскажите о договоренностях, достигнутых в ходе переговоров?



Ирина Лагунина : Здравствуйте, Андрей! Сухой остаток этой встречи на данный момент выглядит так. Я буду двигаться по повестке дня. На первом месте стоял вопрос климатических изменений и мер, которые могут предпринять самые развитые страны мира. Ангела Меркель предлагала сократить к 2050 году выбросы вредных газов, которые порождают парниковый эффект, в атмосферу на 50 процентов. Это предложение канцлера Германии не прошло. В результате страны договорились о том, что они существенно снизят выбросы вредных газов в атмосферу, но никаких точных данных и обязательств никто на себя брать не хотел.


По второму вопросу – помощи Африке – страны, как вы отметили уже, договорились о выделении тоже в ближайшие годы и не указывается в какой конкретно срок 60 миллиардов дополнительной помощи для борьбы с инфекционными заболеваниями, в первую очередь борьбе со СПИДом и туберкулезом. Опять-таки здесь неправительственные организации, которые выступают от имени африканского континента, говорят о том, что это слишком незначительная сумма. Конечно, хорошо, если она будет выделена, потому что у «большой восьмерки» есть тенденция делать очень громкие заявления, и много обещать, но в результате не выделять эти средства. Но они говорят о том, что эта сумма будет недостаточна, потому что она не покроет нужды всех, кто сейчас уже несет эти болезни в себе. В Африке эта сумма покроет, если она будет выделена до 2010 года, только 50 процентов больных.


И особое место заняла в этой встрече типа Косова и будущего статуса сербской провинции. Новый президент Франции Николя Саркози, пожалуй, это была его первая внешнеполитическая инициатива здесь, прозвучавшая на саммите, предложил отложить на полгода переговоры о статусе Косова, вернее решение вопроса о статусе Косова, и предоставить возможность Сербии и Косово выработать приемлемое для обеих сторон предложение. Если через полгода этого предложения не последует, то тогда вступает автоматически в действие план Ахтисаари, предложенный ООН. Это предложение Николая Саркози было отвергнуто и Соединенными Штатами, и Россией, которые считают, что не стоит откладывать решение вопроса на полгода. Никакого финального, общего, единого мнения по косовской проблеме в результате на саммите не прозвучало.



Андрей Шароградский : Ирина, а что говорят наблюдатели по поводу предложения Владимира Путина о совместном с Соединенными Штатами использование Габалинской РЛС в Азербайджане?



Ирина Лагунина : Предложение Путина об азербайджанской РЛС, на самом деле, большая интрига саммита. Когда оно прозвучало в первый раз в четверг, естественно, первым был вопрос – а знает ли Азербайджан? И когда Владимир Путин провел переговоры с Азербайджаном на эту тему? Еще один вопрос, который возник – насколько это решение, это предложение политическое, насколько это предложение военное? Военные, конечно, будут изучать возможности радара, возможности друг друга, конечно же. А что касается того, насколько это политическое предложение, говорят о том, что поскольку в данном случае Путин понимает, что оно принято не будет, он как бы противопоставляет российскую позицию американской, которая тоже, на самом деле, еще далеко не хорошо опробована. Многие тесты этой системы прошли неуспешно. Так что, это с двух сторон, пожалуй, политический вопрос, говорят здесь.


Как я уже заметила, отмечают и то, что Владимир Путина априори считал, что это предложение принято не будет. Он дважды говорил о том, что мы можем продолжать переговоры на эту тему, сколько угодно долго, потому что мы никогда не опоздает. Ракет у Ирана пока еще нет, а когда они появятся, когда будет произведено пробное испытание, убеждал своих коллег Путин, то тогда разведка – и американская, и российская – это немедленно засечет. И у обеих сторон будет возможность и время создать любые радарные системы.


Еще отмечали видение мира Владимира Путина, который тоже несколько раз повторил в связи с радарной историей, что американские радары в Европе нарушат стратегический баланс сил, существовавший все это время. Говорят о том, что для Владимира Путина видится старый стратегический баланс – Россия против Соединенных Штатов или Россия наравне с Соединенными Штатами.



Андрей Шароградский : Ирина, какова была общая атмосфера общения Владимира Путина с западными лидерами на этот раз?



Ирина Лагунина : На этот раз, вы знаете, он больше общался с Романо Проди, премьер-министром Италии, и значительно меньше в кулуарах общался с Тони Блэром или Джорджем Бушем. А в четверг вечером все лидеры довольно долго сидели на балконе гостиницы, пили шампанское, которое, кстати, не понравилось Николя Саркози. И он, поморщившись, отставил его на другой стол, но, тем не менее, продолжил дружескую беседу. Было видно, что лидеры говорят не о политике, а просто идет какой-то простой человеческий разговор. Они смеялись, шутили. Но вот Владимира Путина за этим столом не было.



Андрей Шароградский : Спасибо, Ирина.


XS
SM
MD
LG